воскресенье, 27 марта 2016 г.

Художественное происшествие


Добро пожаловать на РИНГ! Испугались? Вам кажется, что здесь сразу становится немного жарко? Не волнуйтесь - это наши участники готовятся, разогреваются... 

А вас, дорогие созерцатели, приглашаю пока присоединиться к небольшому путешествию в прошлое, где мы познакомимся с инцидентом, доведшим соперников до прямого художественного столкновения...

...весной, 1871 года, вслед за успешной защитой диссертации в университете [как я понимаю, это дело было в Петербургском университете, на факультете физики и математики]... 

...Василий Дмитриевич Поленов углубился в другой вид деятельности - он стал готовится к конкурсу [вероятно, конкурс уже устраивался в Художественной академии]...

...И чтобы получить большую золотую медаль победителя, ему необходимо было приготовить оригинальную вещицу на заданную тему - Воскрешение дочери Иаира - такая тема в этот раз была ему дана для работы...  

...всего лишь точно такая же, как Илье ЕФИМВИЧУ РЕПИНУ!

Да-а-а, пожалуй, это означает только одно - каждому из художников необходимо создать шедевр, чтобы победить соперника! 

Вот это накал страстей! Кажется, наши смелые участники побоища уже готовы к сражению? Тогда и мы возвращаемся на "ринг". 

Как вы уже, наверное, догадались, площадка ринга не совсем обычная, она художественно-творческая! [ох, что только не придумают эти творцы!] 

И вот в левом углу "ринга" появляется передвижник Василий Дмитриевич Поленов,
а в правом такой же передвижник - Илья Ефимович Репин!

Первая статья о В.Д.Поленове находится здесь:
  А статья о передвижниках расположилась тут:
Статья о И.Е.Репине ожидается :)

Василий Дмитриевич Поленов и Илья Ефимович Репин

Поигрывая художественными кистями в искусных руках, соперники ждут гонга...

А будущим созерцателям прекрасного, для того, чтобы понимать, что же за событие художники будут отображать на своих полотнах, я процитирую сцены сюжета из Евангелия от Луки, глава 8-я, стихи 41, 42, 49-56 (Воскрешение дочери Иаира):


     "И вот, пришел человек, именем Иаир, 
     который был начальником синагоги; 
     и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, 
     потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, 
     и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его...

     ...Когда Он еще говорил это, приходит некто 
     из дома начальника синагоги и говорит ему: 
     дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
       
     Но Иисус, услышав это, сказал ему: 
     не бойся, только веруй, и спасена будет.
       
     Придя же в дом, не позволил войти никому, 
     кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
     Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: 
     не плачьте; она не умерла, но спит.
       
     И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
       
     Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил:
     девица! встань.
     И возвратился дух ее; 
     она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
     И удивились родители ее. 
     Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем". 
  
Теперь мы готовы к просмотру схватки, сюжет нам известен. И битва художников началась...

Посмотрим же теперь, что сделал своей мастерской кистью
Василий Дмитриевич Поленов: 
В.Д.Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871

Предвосхищу решение судей и заранее скажу, что эта картина выглядит более реалистично, чем картина Репина, то есть по бытовому более жизненно. 

На картине запечатлён момент всеобщей радости, когда дочь Аира уже вернулась к жизни - её глаза открыты, и она смотрит на Иисуса. 
Все остальные участники находятся в состоянии зачарованности произошедшим чудом.
Беда миновала, и люди счастливы.

Снова на полотне присутствует контрастное сочетание цветов [это же картина Поленова :)], которое увеличивает объем пространства картины.  
Предполагаю, что именно благодаря контрасту обстановка хотя и выглядит по бытовому, но сверх того она смотрится еще и сказочно. И эта сказочная атмосфера очень хорошо сочетается с состоянием персонажей, с их всеобщей очарованностью, счастьем видения волшебного возвращения к жизни.

Стоит так же обратить внимание, насколько сильно высветлен фон за Иисусом - он как будто светится! Я сначала подумала, что Поленов, как говорят художники, "отделил" человека от фона, чтобы они "не сливались". Но оказалось, что нет - мать девушки, хотя и имеет светлый фон по контуру своей фигуры, всё-таки не светится.

Таким образом художник, вероятно, хотел, чтобы мы непроизвольно обращали внимание на Иисуса, который изображен на картине ярче остальных - его фигура, темноватая, находится на фоне очень светлой стены. По яркости с ним может соревноваться только воскрешенная девушка, находящаяся в самой светлой части картины.
 
Посмотрите, как интересно изображена мать девушки - одна её нога согнута и стоит на кровати, вторая сильно отставлена назад, и женщина как бы всем телом подаётся вперед, а её руки при этом сложены в мольбе.
Благодаря этому мы, как зрители, понимаем, насколько сильно мать желает возвращения дочери к жизни. Мне такое порывистое положение фигуры очень понравилось.

Добавлю, что мать выглядит так, будто уже успела повинить себя в смерти дочери [недоглядела, недодала], а теперь готова к полному участию в ее жизни прямо с этого момента...

Но думаю, что пора внимательно посмотреть, какая же картина получилась у Ильи Ефимовича Репина, приглашаю:
И.Е.Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871

Можно сказать, что перед нами достаточно тёмная комната - в ней нет окон, вот почему по освещению она схожа с хозяйственным (подсобным) помещением в домах. 
[примечание-сравнение: а на картине Поленова есть окно]. Как-то всё вокруг неаккуратно.

Единственным источником света служит подсвечник, стоящий у изголовья кровати девушки. Этот малый свет на картине дополнительно приглушен, благодаря чему на полотне создаётся печальная, даже мертвенная атмосфера.
[говорят, Репин, чтобы постоянно пребывать в нужном трагическом состоянии, просил брата Василия, ученика консерватории, играть ему Бетховена, в частности, "Лунную сонату"]

Но даже в такой угнетающей обстановке художник не представляет девушку умершей, а напротив, на контрасте, изображает её умиротворённо спящей.

Если приглядеться, то можно заметить, как фигура Иисуса в верхней части несколько отклоняется назад - это придает его образу на картине более торжественный, возможно, даже величественный вид
А еще он держит девушку за кисть руки, как будто ищет пульс :) 
[примечание-сравнение: на картине Поленова Иисус, напротив, наклоняется вперед, к девушке] 

Все остальные персонажи находятся практически в темноте. В какой-то момент у меня даже сложилось впечатление, что Иисус с девушкой словно находятся на освещенной сцене, а остальные персонажи - в темноте зрительного зала. Театр.

Больше всего внимание среди прочих персонажей привлекает отец девушки - он выглядит недоверчивым, руки у него сложены перед собой, похоже, что он вот-вот заговорит, и скажет вроде того, что ничего уже не получится, и что Иисус может уходить. 
Но пока он всё же надеется на чудо, и, как мы знаем, к его удивлению, чудо произойдет.

Остальные же персонажи охвачены тяжким состоянием потери близкого им человека...

-------------------------------------

А еще говорят, что окончить свою картину к сроку Илья Ефимович Репин не успел. Так чем же закончилось их с Василием Дмитриевичем Поленовым состязание?
Послушаем самих участников "боя":

- Я прошел в мастерскую к Репину и сел на кушетку в ожидании судьбы - говорит Василий Дмитриевич...
 
Кажется, у обоих парней имеется чёрный пояс :)

...Тут дверь распахнулась, и вошел их общий друг: «Ну, братья, поздравляю!».

-------------------------------------

Оба художника получили Золотые медали - в результате оба могли теперь приобрести дальнейшее обучение за границей бесплатно и ... «Это было счастливое время, но удивительно бесплодное», - вот так сами художники оценили этот заграничный период за то, что ничего стоящего они в то время не создали.

Оба мастера вместе работали, смотрели на картины западных мастеров и спорили об искусстве, о том, что важней: содержание картины или ее красота - что сказано или как сказано.

В будущем своё понимание задач живописи Репин выразит в письме к Ивану Николаевичу Крамскому
«Вы говорите - нам надо двинуться к свету, к краскам. Нет. Наша задача -  содержание. Лицо, душа человека, драма жизни, дух истории. Вот наши темы». 
Он уезжает в Петербург. 

Статья о передвижнике И.Н.Крамском ожидается :)

Поленов остается в Москве, вот идея из его письма к Виктору Михайловичу Васнецову
«Мне кажется, искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство будет сплошь обдавать ужасами, то уже жить станет слишком тяжело».

Статья о передвижнике В.М.Васнецове ожидается
И о передвижнике Аполлинарии Михайловиче Васнецове тоже :)

Я же считаю, что одинаково важны как содержание картины, так и ее красота - красота без содержания - рафинированная скука, а содержание без красоты выглядит не завлекательно :)  

Как говорят: "Земле не нужны только дождь или солнце, ей нужна гармония"

На этом пока заканчиваю.
Благодарю за внимание. С уважением, Вика Мирошкина. 

"В соревновании первый тот, кто ежедневно вперед идет"
Пословица




Кажется, так выглядели те самые медали:

Gold Medal of the Imperial Academy of Arts
Золотая медаль Императорской Академии художеств


Разбор еще одной картины И.Е.Репина тут: http://buketredisa.blogspot.ru/2016/04/19.html