Добро пожаловать на РИНГ! Испугались? Вам кажется, что здесь сразу становится немного жарко? Не волнуйтесь - это наши участники готовятся, разогреваются...
А вас, дорогие созерцатели, приглашаю пока присоединиться к небольшому путешествию в прошлое, где мы познакомимся с инцидентом, доведшим соперников до прямого художественного столкновения...
...весной, 1871 года, вслед за успешной защитой диссертации в университете [как я понимаю, это дело было в Петербургском университете, на факультете физики и математики]...
...Василий Дмитриевич Поленов углубился в другой вид деятельности - он стал готовится к конкурсу [вероятно, конкурс уже устраивался в Художественной академии]...
...И чтобы получить большую золотую медаль победителя, ему необходимо было приготовить оригинальную вещицу на заданную тему - Воскрешение дочери Иаира - такая тема в этот раз была ему дана для работы...
...всего лишь точно такая же, как Илье ЕФИМВИЧУ РЕПИНУ!
Да-а-а, пожалуй, это означает только одно - каждому из художников необходимо создать шедевр, чтобы победить соперника!
Вот это накал страстей! Кажется, наши смелые участники побоища уже готовы к сражению? Тогда и мы возвращаемся на "ринг".
Как вы уже, наверное, догадались, площадка ринга не совсем обычная, она художественно-творческая! [ох, что только не придумают эти творцы!]
И вот в левом углу "ринга" появляется передвижник Василий Дмитриевич Поленов,
Вот это накал страстей! Кажется, наши смелые участники побоища уже готовы к сражению? Тогда и мы возвращаемся на "ринг".
Как вы уже, наверное, догадались, площадка ринга не совсем обычная, она художественно-творческая! [ох, что только не придумают эти творцы!]
И вот в левом углу "ринга" появляется передвижник Василий Дмитриевич Поленов,
а в правом такой же передвижник - Илья Ефимович Репин!
Первая статья о В.Д.Поленове находится здесь:
А статья о передвижниках расположилась тут:
Статья о И.Е.Репине ожидается :)
Василий Дмитриевич Поленов и Илья Ефимович Репин |
Поигрывая художественными кистями в искусных руках, соперники ждут гонга...
А будущим созерцателям прекрасного, для того, чтобы понимать, что же за событие художники будут отображать на своих полотнах, я процитирую сцены сюжета из Евангелия от Луки, глава 8-я, стихи 41, 42, 49-56 (Воскрешение дочери Иаира):
А будущим созерцателям прекрасного, для того, чтобы понимать, что же за событие художники будут отображать на своих полотнах, я процитирую сцены сюжета из Евангелия от Луки, глава 8-я, стихи 41, 42, 49-56 (Воскрешение дочери Иаира):
"И вот, пришел человек, именем Иаир,
который был начальником синагоги;
и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
потому что у него была одна дочь, лет двенадцати,
и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его...
...Когда Он еще говорил это, приходит некто
из дома начальника синагоги и говорит ему:
дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
Но Иисус, услышав это, сказал ему:
не бойся, только веруй, и спасена будет.
Придя же в дом, не позволил войти никому,
кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал:
не плачьте; она не умерла, но спит.
И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил:
девица! встань.
И возвратился дух ее;
она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
И удивились родители ее.
Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем".
Теперь мы готовы к просмотру схватки, сюжет нам известен. И битва художников началась...
Посмотрим же теперь, что сделал своей мастерской кистью
Василий Дмитриевич Поленов:
Посмотрим же теперь, что сделал своей мастерской кистью
Василий Дмитриевич Поленов:
Предвосхищу решение судей и заранее скажу, что эта картина выглядит более реалистично, чем картина Репина, то есть по бытовому более жизненно.
На картине запечатлён момент всеобщей радости, когда дочь Аира уже вернулась к жизни - её глаза открыты, и она смотрит на Иисуса.
Все остальные участники находятся в состоянии зачарованности произошедшим чудом.
Беда миновала, и люди счастливы.
Снова на полотне присутствует контрастное сочетание цветов [это же картина Поленова :)], которое увеличивает объем пространства картины.
Предполагаю, что именно благодаря контрасту обстановка хотя и выглядит по бытовому, но сверх того она смотрится еще и сказочно. И эта сказочная атмосфера очень хорошо сочетается с состоянием персонажей, с их всеобщей очарованностью, счастьем видения волшебного возвращения к жизни.
Предполагаю, что именно благодаря контрасту обстановка хотя и выглядит по бытовому, но сверх того она смотрится еще и сказочно. И эта сказочная атмосфера очень хорошо сочетается с состоянием персонажей, с их всеобщей очарованностью, счастьем видения волшебного возвращения к жизни.
Стоит так же обратить внимание, насколько сильно высветлен фон за Иисусом - он как будто светится! Я сначала подумала, что Поленов, как говорят художники, "отделил" человека от фона, чтобы они "не сливались". Но оказалось, что нет - мать девушки, хотя и имеет светлый фон по контуру своей фигуры, всё-таки не светится.
Таким образом художник, вероятно, хотел, чтобы мы непроизвольно обращали внимание на Иисуса, который изображен на картине ярче остальных - его фигура, темноватая, находится на фоне очень светлой стены. По яркости с ним может соревноваться только воскрешенная девушка, находящаяся в самой светлой части картины.
Таким образом художник, вероятно, хотел, чтобы мы непроизвольно обращали внимание на Иисуса, который изображен на картине ярче остальных - его фигура, темноватая, находится на фоне очень светлой стены. По яркости с ним может соревноваться только воскрешенная девушка, находящаяся в самой светлой части картины.
Посмотрите, как интересно изображена мать девушки - одна её нога согнута и стоит на кровати, вторая сильно отставлена назад, и женщина как бы всем телом подаётся вперед, а её руки при этом сложены в мольбе.
Благодаря этому мы, как зрители, понимаем, насколько сильно мать желает возвращения дочери к жизни. Мне такое порывистое положение фигуры очень понравилось.
Добавлю, что мать выглядит так, будто уже успела повинить себя в смерти дочери [недоглядела, недодала], а теперь готова к полному участию в ее жизни прямо с этого момента...
Добавлю, что мать выглядит так, будто уже успела повинить себя в смерти дочери [недоглядела, недодала], а теперь готова к полному участию в ее жизни прямо с этого момента...
Но думаю, что пора внимательно посмотреть, какая же картина получилась у Ильи Ефимовича Репина, приглашаю:
И.Е.Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871 |
Можно сказать, что перед нами достаточно тёмная комната - в ней нет окон, вот почему по освещению она схожа с хозяйственным (подсобным) помещением в домах.
[примечание-сравнение: а на картине Поленова есть окно]. Как-то всё вокруг неаккуратно.
Единственным источником света служит подсвечник, стоящий у изголовья кровати девушки. Этот малый свет на картине дополнительно приглушен, благодаря чему на полотне создаётся печальная, даже мертвенная атмосфера.
[говорят, Репин, чтобы постоянно пребывать в нужном трагическом состоянии, просил брата Василия, ученика консерватории, играть ему Бетховена, в частности, "Лунную сонату"]
Но даже в такой угнетающей обстановке художник не представляет девушку умершей, а напротив, на контрасте, изображает её умиротворённо спящей.
Если приглядеться, то можно заметить, как фигура Иисуса в верхней части несколько отклоняется назад - это придает его образу на картине более торжественный, возможно, даже величественный вид.
А еще он держит девушку за кисть руки, как будто ищет пульс :)
[примечание-сравнение: на картине Поленова Иисус, напротив, наклоняется вперед, к девушке]
Все остальные персонажи находятся практически в темноте. В какой-то момент у меня даже сложилось впечатление, что Иисус с девушкой словно находятся на освещенной сцене, а остальные персонажи - в темноте зрительного зала. Театр.
Больше всего внимание среди прочих персонажей привлекает отец девушки - он выглядит недоверчивым, руки у него сложены перед собой, похоже, что он вот-вот заговорит, и скажет вроде того, что ничего уже не получится, и что Иисус может уходить.
Но пока он всё же надеется на чудо, и, как мы знаем, к его удивлению, чудо произойдет.
Остальные же персонажи охвачены тяжким состоянием потери близкого им человека...
-------------------------------------
А еще говорят, что окончить свою картину к сроку Илья Ефимович Репин не успел. Так чем же закончилось их с Василием Дмитриевичем Поленовым состязание?
Послушаем самих участников "боя":
- Я прошел в мастерскую к Репину и сел на кушетку в ожидании судьбы - говорит Василий Дмитриевич...
Кажется, у обоих парней имеется чёрный пояс :) |
...Тут дверь распахнулась, и вошел их общий друг: «Ну, братья, поздравляю!».
-------------------------------------
Оба художника получили Золотые медали - в результате оба могли теперь приобрести дальнейшее обучение за границей бесплатно и ... «Это было счастливое время, но удивительно бесплодное», - вот так сами художники оценили этот заграничный период за то, что ничего стоящего они в то время не создали.
Оба мастера вместе работали, смотрели на картины западных мастеров и спорили об искусстве, о том, что важней: содержание картины или ее красота - что сказано или как сказано.
В будущем своё понимание задач живописи Репин выразит в письме к Ивану Николаевичу Крамскому:
«Вы говорите - нам надо двинуться к свету, к краскам. Нет. Наша задача - содержание. Лицо, душа человека, драма жизни, дух истории. Вот наши темы».
Он уезжает в Петербург.
Поленов остается в Москве, вот идея из его письма к Виктору Михайловичу Васнецову:
«Мне кажется, искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство будет сплошь обдавать ужасами, то уже жить станет слишком тяжело».
«Вы говорите - нам надо двинуться к свету, к краскам. Нет. Наша задача - содержание. Лицо, душа человека, драма жизни, дух истории. Вот наши темы».
Он уезжает в Петербург.
Статья о передвижнике И.Н.Крамском ожидается :)
Поленов остается в Москве, вот идея из его письма к Виктору Михайловичу Васнецову:
«Мне кажется, искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство будет сплошь обдавать ужасами, то уже жить станет слишком тяжело».
Статья о передвижнике В.М.Васнецове ожидается
И о передвижнике Аполлинарии Михайловиче Васнецове тоже :)
Как говорят: "Земле не нужны только дождь или солнце, ей нужна гармония" |
На этом пока заканчиваю.
Благодарю за внимание. С уважением, Вика Мирошкина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий