среда, 6 апреля 2016 г.

Групповуха 19 века. Репин.

Бурлаки на Волге - кто все эти люди?!

------------------------------------------------------------
Вступительное слово.
 
В процессе работы над этой статьёй мною были дополнены, развиты и переработаны факты из этого источника, то есть исходная статья была приправлена моими собственными мыслями и наблюдениями.

Иллюстрации были также исправлены, заменены или дополнены.
------------------------------------------------------------

Илья Ефимович Репин
Вы хотите узнать, о чем рассказывает картина передвижника Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге»
Почему важна каждая деталь изображения? И кто все эти скорбные персонажи?!

Тогда приглашаю на экскурсию! 

Погружение будет постепенным и глубоким. 




И пока кто-то загорает и купается в бассейне...



И.Е.Репин. Бурлаки на Волге. 1870—1873

Кто такой Бурла́к:

Наёмный рабочий в России 16-го — начала 20-го веков, который, идя по берегу (бече́вни́ку), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. 

 сновным типом судна, водимым бурлацким трудом, в 18-м — 19-м веках  была расшива - парусное речное судно, обычно плоскодонное, 
из соснового и елового пиленого леса]

Бурлаки объединялись в артели для выполнения заказа. 
 
Их труд являлся сезонным - весна и осень.  

Бурлаки грузчики. Саратовъ
 

Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным.
 
Скорость передвижения судна зависела от силы попутного или встречного ветра.

[При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение и, возможно, экономил на количестве бурлаков.
А бурлакам была выгоднее погода без ветра]

Расшива на Волге у г.Кинешма под парусами. 1894 год

Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни

Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем!», которая обычно пелась для координации общих сил артели в один из самых тяжёлых моментов - когда после подъёма якоря необходимо сдвинуть расшиву с места.

Предлагаю вам самим послушать эту песню для настроения в исполнении замечательного певца - Фёдора Ивановича Шаляпина:
 

Ф.И.Шаляпин


 "Эх, дубинушка, ухнем!" Фёдор Иванович Шаляпин

Когда Фёдор Михайлович Достоевский увидел картину «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста:
Ф. М. Достоевский

«...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!»
"Дневник писателя" Ф.М. Достоевский

Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

-----------------------------------

Теперь перейдем к разбору терминологии [ух, какое страшное слово :)] и персонажей. Вы заметили цифры на полотне? Теперь по порядку:

 1. Бечевник :

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки.

Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать либо идеальным естественным участком берега, либо бурлаки сами расчищали берег на многие километры (кстати, по-английски "бич" - это пляж. Представляете качественно утоптанный берег?).

1. Бечевник

2. Шишка — бригадир бурлаков :

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. До сих пор начальников иногда называют шишками. 

В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей. Это невероятно ценное уточнение для понимания персонажей).

Бригадир чалился [то есть крепил свою лямку] впереди всех и задавал ритм движения - каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. 
От этого вся артель на ходу покачивалась. 

Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. 

Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение и опыт.

2. Шишка — бригадир бурлаков


3. Подшишельные :

Ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. 

По левую руку от Канина идет Илька-морякартельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. 
Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день.

Столько же, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово (примерно 10-12 км). 


3. Подшишельные

За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле:

4. Кабальные

Эти люди еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.


4. Кабальные


5. Кашевар и сокольный староста :

Был ответственным за чистоту гальюна [носа корабля, рядом с которым традиционно устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях].

Обычно им был самый молодой из бурлаков

На картине это деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

5. Кашевар и сокольный староста

6. Халтурщики :

В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом [небольшим мешочком, затягиваемым шнурком, который обычно использовался для хранения табака]. 

При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

6. Халтурщики

7. Надзиратель :

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

7. Надзиратель


8. Косный или косной :

Так назывался бурлак, замыкавший движение. 

Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. 

Косный обычно глядел под ноги и чалился [крепил свою лямку] особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме

В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

8. Косный или косной

9. Расшива (судно) :

Это один из видов барки - знаменитая волжская расшива. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). 

У наиболее распространенных расшив грузоподъемностью 327 600 кг (20 000 пудов):
Длина = 25 м
Ширина = 7,5 м
Осадка (глубина погружения корабля или судна в воду) = 1,8 м
Высота мачты = 30 м
Длина райны (прикрепленной к мачте перекладины, необходимой для движения судна под парусом) = ~30 м

Артель бурлаков набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Посчитав можно узнать, что груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн!
Для недоверчивых - вот расчёт:
250 пудов х 11 бурлаков =  2750
2750 : 61,05 [из расчета 1 тонна = 61,05 пудов] = около 45 тонн
 
9. Расшива (судно)

10. Флаг :

К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь:

 
10. Флаг


11. Лоцман :

Человек на руле, фактически капитан корабля

Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой.

Дает указания бурлакам и производит маневры рулем и блоками, регулирующими длину бечевы. 

Сейчас расшива делает поворот, обходя мель:

11. Лоцман

12. Водолив :

Плотник, который конопатит и ремонтирует судно. 

Следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. 

По договору он не имеет права покидать расшиву (судно) во время рейса. 

Замещает хозяина, руководя от его имени.

12. Водолив

13. Резьба на расшиве :

С 16-го века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. 

Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. 

Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. 

Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка. 
Так в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников

Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.


13. Резьба на расшиве

14. Крепление бичевы :

Илья Ефимович Репин точно указал место крепления бичевы (прочной веревки) - это верхняя часть мачты. Но бичева была не натянута, а имела провис:
 
15. Провис :

Более подробно о креплении бичевы и провисе будет идти речь ниже.

14. Крепление бичевы
15. Провис

Предлагаю посмотреть еще немного интересных изображений:

Бурлаки на Волге. Вид с корабля

Были и женские артели

Женщины-бурлаки были не только в России

Кстати, в Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции, а также в Италии) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых [!] годов 20-го века

А вот в Германии использование живой силы прекратилось уже во второй половине 19-го века.



Для особо любознательных предлагаю задаться вот каким вопросом:


А тяжело ли было бурлакам?

 
Ни одна река в мире не знала такого размаха бурлачества, как Волга

А главная причина этого явления чисто физическая - почти на всей судоходной части реки скорость течения не слишком велика

-----------------------------------
Интересные факты:
 
- Наиболее активно бурлаки работали на участке от Рыбинска до Астрахани протяженностью 2645 км.  

- Ход бичевой начинался обычно выше устья Камы. 

- Расстояние от Астрахани до Нижнего Новгорода (2172 км) груженые расшивы преодолевали за 2,5-3 месяца, стараясь в основном двигаться под парусом.
-----------------------------------

Что же касается Репинских 11-ти бурлаков, то они идут под бичевой по песчаной отмели в безветренный солнечный день

[хотя они могли идти не бичевой, а подачей - это другой способ передвижения, рассчитанный именно на безветренную погоду. 
Об этом способе речь пойдет немного ниже, а пока вернемся к бичеве]

Бичевой называлась прочная веревка толщиной ~7,5 см (3 дюйма) и длиной порядка ~214 м (100 саженей).

Длина бичевы выбиралась так, чтобы можно было вести судно по достаточно глубокому месту. 

В то же время величина угла aгор (рис. 1) не должна была приводить к большим потерям совершаемой работы:

Рисунок 1

Теперь поговорим о том, почему тогда бичева не натянута, то есть имеет провис (на картине это пункт №15).

Казалось бы, бичева должна быть натянута, и крепить ее нужно так, чтобы угол aверт (рис. 2) был как можно ближе к 90°:

Рисунок 2
Все было бы так, если бы бичева была невесома. 

На деле вес такого каната составлял не менее 250 кг (2500-3000 Н).
Прикрепляя канат к вершине мачты высотой ~30 м, бурлаки переносили основную долю веса на мачту [канат как бы "повисал" на ней, а не людях].

Не случайно бурлаки не любили, когда бичева начинала «трубить» - это когда шли по высокому берегу, и место крепления бичевы оказывалось ниже бурлацкой тропы [в таком случае весь вес каната уже "повисал" на плечах бурлаков! А кому такое понравится :)].

Впрочем, такое случалось редко, так как размеры судна, его грузоподъемность и высота мачты выбирались опытным путем с учетом высоты берегов и глубины русла Волги. 

-----------------------------------

Теперь поговорим о другом способе передвижения, рассчитанном на безветренную погоду.

В безветренные дни (как на картине Репина) в низовьях Волги при быстрых паводковых водах суда двигались подачей (рис. 3) - это когда впереди судна завозились якоря, и судно подтягивалось к ним с помощью каната, вытягиваемого бурлаками, идущими по палубе

[При этом брался канат в 4-5 раз длиннее и в 1,5 раза толще бичевы, 
но его вес при этом не слишком осложнял работу]

 
Рисунок 3


При ходе подачей практически нет потерь в совершаемой работе из-за иной геометрии приложения сил. 

Тем не менее хорошо известно, что бурлаки предпочитали ход бичевой (по берегу) - очевидно, дополнительная работа, связанная с завозом якорей, была весьма обременительной.

Вероятно поэтому бурлаки на картине Репина идут именно бичевой, а не подачей.

---------------------------------------------

Далее в тексте будут приведены замысловатые расчеты. Можно с ними ознакомиться или же сразу перейти к интересным выводам в конце статьи :)


------------------ РАСЧЕТЫ не для слабонервных -------------------

Теперь попытаемся дать количественную оценку тяжести бурлацкого труда.

Так как судно движется с постоянной скоростью, проекция силы тяги на направление движения равна силе сопротивления водного потока:

Fтяги = Fсопротивл

В справочнике «Спутник механика» («Vade Mecum») Бернулли, впервые переведенном и изданном в России в 1864 г., можно найти следующее утверждение: 

«Сопротивление движению судна пропорционально погруженной части наибольшего поперечного сечения судна, а также квадрату скорости судна» 

Выведем соответствующую формулу в современных обозначениях. 
Качественно она получается, если вспомнить, что по 2-му закону Ньютона: 
сила равна изменению импульса в единицу времени. 

Ортогональность


Запишем передаваемый за время Dt импульс водного потока, падающего ортогонально (перпендикулярно) на погруженную в воду пластину площадью S, в виде:

P = mv = rVv = rSЧDtЧvЧv = rSv2Dt

Здесь: 
r — плотность воды, 
v — скорость потока воды. 

Отсюда сила сопротивления равна:

F = (Cx/2)rSv2

Безразмерный коэффициент Cx определяется экспериментально для каждого конкретного судна и зависит от обтекаемости. 

В современных реальных расчетах с помощью нескольких безразмерных параметров учитывается также трение воды о всю смоченную поверхность. 
Однако для оценки достаточно приведенной формулы.

При движении расшивы против течения следует помнить, что скорость водного потока, оказывающего сопротивление движению, равна: 
сумме скорости течения реки v1 и скорости движения бурлаков v2.

Конкретные значения скорости течения Волги во времена Репина можно найти в словаре Брокгауза и Ефрона:

Весной, в мае, скорость течения изменялась от 2,5 фут/с в верховьях до 7,7 фут/с ниже Саратова. 
Летом эти цифры уменьшались до 1,5 фут/с и 3 фут/с соответственно. 
На плесах, ровных участках реки, удобных для судоходства, можно принять скорость течения 2,3 фут/с. 

Из описаний труда бурлаков следует, что «без ветра и бичевой» они преодолевали в день по берегу примерно от 5 км до 10 км (от 5 до 10 верст). 
Таким образом, их скорость равнялась 0,3-0,6 фут/с.

Если взять большее значение, то вычисления по формуле Бернулли, которые мы не приводим, показывают, что сила сопротивления движению расшивы на волжских плесах равнялась примерно 2400 Н.

К этой цифре необходимо добавить сопротивление, создаваемое рулем, который необходимо всегда держать под некоторым углом к направлению течения, иначе расшива воткнулась бы в берег. 
Для плоской пластины безразмерный коэффициент: Сx = 1,1
площадь руля: Sруля = 6 м2
принимая aруля = 10°

Сопротивление находим по формуле:

Fсопр. руля = (Cx/2)rЧSЧsin aруля Чv2

Так что дополнительное сопротивление руля равно примерно 400 Н.

Сила тяги бурлаков (в соответствии с рис. 1 и 2) рассчитывается по формуле:

Fтяги = Fсопр/(cos aгорЧsin aверт)

Точное значение этих углов по картине И.Е.Репина установить невозможно, но ориентировочно, зная длину бичевы, расстояние от бурлацкой тропы до судоходного русла (~100 м) и высоту мачты, можно считать произведение:

cos aгорЧ sin aверт = 0,7-0,8

--------------- Завершение расчетов -----------------

ВЫВОД:

Следовательно, сила тяги бурлаков = около 400 кг (3500-4000 Н)

При численности ватаги (артели) в 10-11 человек, нагрузка на каждого бурлака = около 40 кг (320-400 Н).

Любой, желающий почувствовать себя «в шкуре» бурлака: 

Должен сделать бурлацкую лямку — кожаный пояс длиной 213,36 см (3 аршина) и шириной 17,78 см (4 вершка) с концами, сшитыми вместе.

Затем перекинуть ее через роликовый блок, жестко закрепленный на опоре на уровне груди. 

И потом укрепить на другом конце груз массой 40 кг (вес 400 Н)
[далее вы поймете, что конкретно имеется ввиду].

Если перекинуть веревку через блок, надеть лямку на грудь и начать двигаться так, чтобы поднять груз, вы почувствуете примерно ту же нагрузку, которую испытывал бурлак. 

С учетом того, что рабочий день бурлаков длился от рассвета до заката (с небольшим перерывом), получается, что работать бурлаком было действительно трудно! Это не фитнес в спортзале.

Заметим, что основной вклад в сопротивление вносит течение реки, поэтому:

1. Уменьшение скорости течения на 25% снижает нагрузку на 44%

2. А возрастание на столько же приводит к росту нагрузки на 56%.

-------------------------------------------

А вот, для интереса, 
Старинные меры длины и веса :)

1 сажень = 3 аршина = 12 четвертей = 7 футов = 2,1336 м

1 верста = 1066,8 м (500 сажен)

1 фут = 0,3048 м 
 
1 русский фунт = 0,4095 кг
 
1 пуд = 16 кг

------------------------------------------- 

Вот такой получился подробный разбор деталей и персонажей на замечательной картине Ильи Ефимовича Репина "Бурлаки на Волге" (1870-1873).

"Люби дело — мастером будешь"
Пословица

С любовью

ссылки для любопытных:
Первая статья о передвижниках находится здесь:
http://buketredisa.blogspot.ru/2016/01/blog-post_26.html
Разбор еще одной картины И.Е. Репина тут:


Благодарю за внимание. С уважением, Вика Мирошкина.

Этот блог, как продолжение моего сайта -
http://www.vika-live.com/about.html


А еще попалось такое видео в тему:

Тайный смысл картины "Бурлаки на Волге"





---

Комментариев нет:

Отправить комментарий