четверг, 24 марта 2016 г.

С кем поведешься - так тебе и надо



Первая статья о передвижниках находится здесь:
А статья об А.Е. Архипове тут:
http://buketredisa.blogspot.ru/2016/02/blog-post_15.html



После рассматривания картин передвижника Абрама Ефимовича Архипова, я обещала рассказать и о его замечательных педагогах, упомянутых в статье.
Поэтому не просто так предлагаю сейчас обратить внимательный взор на полотна еще одного передвижника - Василия Дмитриевича Поленова.

Василий Дмитриевич Поленов. Долина реки в Болгарии. 1883

Василий Дмитриевич Поленов - человек, сыгравший особую воспитательную роль в творческой судьбе Абрама Ефимовича Архипова.

А чтобы получше узнать Василия Дмитриевича, сначала расскажу интересные факты о нём и его семье:
 

Василий Дмитриевич Поленов

Василий Дмитриевич родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года, в старинной дворянской семье.  
Отец - Дмитрий Васильевич был известным историком, археологом, библиографом и даже тайным советником.
Мать - Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей и художницей-любительницей.

[неплохое начало, но дальше жизнь ему приготовила еще нечто-то интересное]

В.Д.Поленов. Портет В.Н.Воейковой,
бабушки художника. 1867
Одним из самых сильных детских впечатлений художника были поездки в имение бабушки Веры Николаевны Воейковой (см. картину).

Она хорошо знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины. При такой бабушке никакой телевизор не нужен, и так интересно :)
[у Поленова были брат и сестры, одна из которых, Елена, впоследствии тоже стала известной художницей]

Бабушка Вера Николаевна была дочерью известного архитектора Николая Александровича Львова
[ удивительный человек из породы Леонардо, Ломоносова, о котором уже есть
отдельная статья тут ]

Но после смерти родителей Вера воспитывалась в доме известного человека, Гавриила Романовича Державина, русского поэта, государственного деятеля, сенатора и... действительного тайного советника :)
[семья не перестаёт удивлять]

Помимо всего вышеперечисленного, в петербургском доме Поленовых собирались художники, профессора университета, музыканты, ученые. Вокруг будущего художника царила интеллектуальная и художественная атмосфера, к которой мальчик рано приобщился. Уже с детства у Василия Дмитриевича были хорошие учители по живописи и рисунку.


В.Д.Поленов. Мечты. Иисус на Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888
Я предполагаю, что именно благодаря такому сильному окружению в 1860-е годы Поленов смог одновременно учиться в Петербургском университете на факультете физики и математики [без университетского образования семья Поленова не мыслила его дальнейшей жизни], а по вечерам, в свободное от основной учебы время, посещать лекции и занятия Художественной академии [которую называл впоследствии своей «Духовной Родиной»]. 

Несмотря на большую занятость, Василий Дмитриевич успевал еще и заниматься музыкой - пел в хоре Академии.
[очень увлеченный человек, как и его прадедушка Николай Александрович Львов, о котором уже шла речь выше] 
 
Говорят, что занятия в двух серьезных учебных заведениях не оставляли ему времени по-настоящему погрузиться в веселую студенческую жизнь [А зачем? Его жизнь и без этого протекала достаточно интересно].

Теперь, когда мы немного познакомились с Василием Дмитриевичем Поленовым, приглашаю на просмотр нескольких его картин, и проанализируем их со стороны кино, конечно :) Вам еще не стало привычным такое кинодейство на моих страницах?

Первая картина-кадр:
В.Д.Поленов. Бабушкин сад. 1878
На этой роскошной картине очень уютная атмосфера.
Но благодаря чему она достигнута? Что в ней необычного?
Поделюсь ходом своих наблюдений:

... Сад, особняк и две женщины очень тонко сочетаются между собой ... их связывает что-то большое ...

... Если приглядеться, то можно заметить, как зелень сада справа практически совпадает по своим пропорциям с пропорциями женщин:
низенькая старушка + высокая девушка = справа низенький "куст" + сзади него высокое деревце ...

... На ступеньках лестницы дома можно заметить едва заметный розовый и чёрный рефлекс от одежды старушки и девушки ...
Рефлекс - это отраженный, в данном случае от одежды, свет, который падает на другой предмет (отсвет), в данном случае на ступеньки дома.

... Это их дом, который поглядывает на своих хозяек одним глазком - форточкой из-за колонны ... а оставшаяся открытой дверь манит вернуться ...

А еще Василий Дмитриевич очень хорошо передал настроение спокойного созерцания события, уходящего в историю - зритель спокойно наблюдает за еще не до конца утерянным величием обстановки ветшающего старого мира. Ведь со школы известно, что в 1860 году произошла отмена крепостного права.
На картине как раз изображен "закат" бывшей дворянской культуры, её угасание - ей уже не быть в том виде, в котором она существовала раньше. Две женщины олицетворяют спокойную смену настроений, видна преемственность, нет конфликта поколений, они понимают друг друга. А у девушки в руках книга - символ прошлого мудрого знания и одновременно обновления.

Вы заметили очень хороший свет на картине? Я считаю, что в кино режиссеру тоже нужно осознанно уметь использовать освещение, и уж тем более надо правильно строить композицию кадра, понимая пропорции и отдавая себе отчет, благодаря каким конкретным элементам можно добиться необходимого эффекта "картинки". 
В данном случае при помощи средств, описанных выше, на "картине-кадре" создана "спокойная, созерцательная обстановка".

Продолжим просмотр полотен интересного художника:
В.Д.Поленов. Больная. 1886

Первое желание, возникшее у меня при просмотре этой картины -это желание включить свет. Мрак повсюду - горит только одна настольная лампа.
Я словно заглянула в колодец, на дне которого умирает человек. 

Благодаря такому скудному освещению очень хорошо передана атмосфера выбора - девушка словно находится на перепутье - она еще не ушла в другой мир, не освободилась от больного тела, пока находится здесь, в старом мире, но для неё осталось уже слишком мало света на этом Свете... Все как бы замерло вокруг неё - жизнь позволяет еще немного обдумать произошедшее...

Для полного впечатления стоит взглянуть на первоначальный эскиз, в котором мрака значительно меньше, нет стакана, который наполовину пуст, а вместо записки может быть порошок-лекарство:
В.Д.Поленов. Больная. Предварительный вариант. Самый ранний эскиз датируется 1873 годом

Всё выглядит так, как будто милая девушка просто грустит, но не умирает, то есть получается совсем другое впечатление от картины.

Вернёмся к первому, итоговому варианту полотна:
 
В темноте практически невозможно разглядеть лицо девушки, оно утоплено в тени подушки, но можно понять, что больная очень опечалена - даже её рука [судя по ней, девушка молодая] совершенно обессиленно лежит на кровати. 
Видя в таком состоянии больную, зритель догадывается о том, что, вероятно, надежды на излечение нет - молодая  девушка действительно умирает.

А вот стол освещен хорошо - стоит стакан и графин с водой, а так же имеется стопка книг и даже какая-то маленькая записочка или блокнот (возможно, медицинский). 
Благодаря этим деталям зритель может догадаться, что девушка не брошена, за ней ухаживают.

Вывод: в данном случае необходимое впечатление безнадежности создается благодаря описанным выше всем деталям вместе взятым
И в кино так же важны детали - любая неправильная мелочь может разрушить и без того сложно удерживаемое настроение на экране.

Посмотрим еще одну картину-кадр: 
В.Д.Поленов. Заросший пруд. 1879

Не правда ли, хочется довольно долго всматриваться в это полотно?

Стоит сказать, что Василий Дмитриевич порой использует контрастные сочетания цветов в картинах. В данном случае можно заметить, что передний план достаточно светлый и прорисованный, даже видны маленькие ромашки, а на заднем плане бездонное, очень темное пятно в гуще деревьев.
Это создает загадочную, волшебную, совершенно сказочную атмосферу.

В глубине кадра мы видим сидящую на лавочке девушку, и, вероятно, она читает книгу.
Её появление в "кадре" добавляет романтического настроения картине - мы теперь уже не просто видим сказку, но и словно наблюдаем то, как девушка читает, переносимся в мир ее книжных переживаний. При этом мрачная чернота позади девушки уже не кажется страшной, ведь читательница вовсе не опасается находиться спиной к темному лесу.

Таким образом картина изменяется прямо во время просмотра два раза - первый раз мы видим сказку, а затем она изменяется и мы видим романтический мир книги.
Двухуровневая картина - молодец, Поленов!

Посмотрим еще одно полотно:
В.Д.Поленов. Дворик

Очень жизнерадостная атмосфера. Расскажу как, на мой взгляд, она создается.

Прямо в центре картины лежат яркие красные кирпичи, а по направлению тропинки вправо мы видим огромные бревна.
Исходя из этого можно сделать вывод о том, что, возможно, где-то рядом идет основательное строительство. 

Яркие, насыщенные цвета добавляют радостного настроения. И еще автор снова использует контраст - справа в светлых одеждах стоят женщина и дети, практически на черном фоне. Они за кем-то с интересом наблюдают или нетерпеливо ожидают кого-то. Скорее всего, главу семейства.

Процесс строительства, женщина с детьми, солнечная погода -  всё это создает впечатление, что жизнь развивается, всё активно идет своим чередом

А еще на картине присутствуют буйная зелень, скворечник, столб ожидает будущих проводов... 

Появляется ощущение умиротворения, вечности и снова благодаря правильным сочетаниям деталей в "кадре-картине".

Сохраним своё приятное впечатление и на этом месте остановим разбор великолепных полотен Василия Дмитриевича Поленова.

Но история продолжается...
И уже в следующий раз я расскажу вам, как Поленов и Репин Илья Ефимович готовили картины на одинаковую тему к одному конкурсу, и чем вся эта история творческого соревнования закончилась.
Парни настроены решительно :)
Благодарю за внимание. С уважением, Вика Мирошкина.

Следующая статья о В.Д.Поленове и И.Е.Репине тут: http://buketredisa.blogspot.ru/2016/03/blog-post_27.html


Краткая биография художника:


Васи́лий Дми́триевич Поле́нов

(20 мая [1 июня] 1844, Санкт-Петербург — 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область)

Русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.
Народный художник Республики (1926).

Родился в Петербурге в старинной дворянской семье, сохранявшей традиции русского просвещенного дворянства, восходящие еще ко второй половине XVIII века.

Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом.

Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей и художницей-любительницей.

Дядя художника, М. В. Поленов (1823—1882), был сенатором.

В 1863 году окончил Олонецкую губернскую мужскую гимназию.

В 1867 году окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд.

В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» — большую золотую медаль.

В 1876 году отправился на русско-турецкую войну, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III).

В 1906 — в Большом зале Московской консерватории исполнена опера Поленова «Призраки Эллады» (!).

Путешествует, работает над картинами, преподает.

В 1924 прошла первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая 80-летию художника.

В 1926 Поленову присвоено звание народного художника Республики.

Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки

Здесь тоже есть материалы о художнике
В.Д.Поленов
В.Д.Поленов
5 января 1924 года

одна из последних фотографий художника