воскресенье, 28 февраля 2016 г.

Критика реальности пером. Незаконнорожденный Василий Григорьевич Перов


Первая статья о передвижниках находится здесь: http://buketredisa.blogspot.ru/2016/01/blog-post_26.html
А статья об А.Е. Архипове тут: http://buketredisa.blogspot.ru/2016/02/blog-post_15.html
В.Г. Перов. Голубятник. 1874

В юности у художника-передвижника Абрама Ефимовича Архипова был любимый педагог

Ведь я обещала рассказать о его педагогах? Вот и расскажу о Василии Григорьевиче Перове.

Художник известен во всем мире благодаря своим замечательным картинам "Тройка", "Чаепитие в Мытищах", "Охотники на привале", "Рыболов"
Однако широко известны и другие его прекрасные произведения. Мы и будем сейчас рассматривать именно эти полотна, не менее превосходные его творения.

Но для высоты впечатления сначала надо познакомиться с Василием Григорьевичем поближе. 
Вот несколько интересных моментов из его жизни:

Василий Григорьевич Перов

Василий Григорьевич Перов (1833—1882) был незаконнорождённым ребенком, и несмотря на то, что вскоре после рождения его родители обвенчались, мальчик всё же не имел прав на фамилию и титул отца, губернского прокурора барона Г. К. Криденера. В документах Перов числился Василием "Васильевым", по фамилии его крёстного отца.


За усердие и умелое владение пером для письма, учитель грамоты дал мальчику Василию прозвище - "Перов", которое и стало впоследствии его новой фамилией.



Василий Григорьевич выносил приговоры явлениям жизни (даже считается основателем критического реализма) и призывал своих учеников-художников также изображать правду, не боясь даже довольно тёмных сторон жизни, но не забывая при этом и об эстетике художественных образов. 

Теперь приоткроем занавес и посмотрим несколько картин великолепного художника... 

И мы, конечно, разберем полотна через призму кино [да, да "кино-глазками" :)].

Картина первая:
В.Г. Перов. На железной дороге. 1868
Современному зрителю, может быть, не совсем понятно, почему крестьяне на картине так удивленно смотрят на железную дорогу. 
Но ведь в то время такое чудо инженерной мысли очень многие люди увидели впервые, и железная дорога считалась совершенно необычным изобретением, попросту говоря, была настоящим чудом.

А теперь о том, почему я выбрала именно эту "картину-кадр".

В хороших картинах всё изображение несет информацию для зрителя, нет недоработанных художником фрагментов, то есть вся картина "наполнена под завязку".
Поясню более подробно, как, по моему мнению, "наполняется" картина, обобщая и разделяя информацию на два ПУНКТА.


: Наш рассматриваемый "кадр" наполнен тремя "мини-сюжетами".


1. В центре стоят двое мужчин. Крестьяне удивлены тем, как знакомая им в домашнем обиходе метла хитро прилажена к паровозу - она счищает снег с рельсов прямо во время движения паровоза.

2. Слева мужчина и две женщины рассматривают необычный, ранее незнакомый им, хитроумный аппарат - паровоз, делают это с интересом и опаской.

Можно еще добавить, что крестьяне не из бедных - на одном хорошие сапоги. Они явно сошли с саней, которые стоят позади них. У одного в руках кнут. Возможно, что они специально организовали эту "экскурсию" к паровозу. Смело было бы предположить, что человек с кнутом - "предприниматель", не первый раз организует такие экскурсии и даже объясняет устройство самодвижущейся тележки. Не бесплатно.

В этих двух "сюжетах" информация передается зрителю при помощи выражения эмоций персонажей.
А вот в третьем "мини-сюжете" эмоции персонажей уже дополняются еще двумя приёмами:

3-ий сюжет. 1 приём - использована особая одежда
На плечи беременной женщины справа надета форменная тужурка, а лицо её не выражает никакого интереса к происходящему (одежда + эмоции). 

Благодаря этому мы, как зрители, догадываемся, что она выполняет работу путеобходчицы ("смотрительницы"), вероятно, подменяет своего мужа.

2 приём - более сложное расположение людей "в кадре":
В ногах у женщины помещена маленькая девочка, вероятно, её дочь. Ребенок прислонился к столбу, сидит на земле. 
Что нам это объясняет, как зрителю? 
Мы из реальной жизни знаем, что сидеть на холодном снегу сможет только сильно уставший человек - так автор позволяет зрителю предположить, что путеобходчица с ребенком находиться здесь уже достаточно давно.

Подводя итог 1 ПУНКТУ, можно сказать, что каждый персонаж этой "картины-кадра" несет некоторую информацию, то есть здесь нет людей, играющих роль безжизненной, неинтересной "массовки". 
Именно такого же результата добиваются хорошие режиссеры кино.



 : Наш "кадр" наполнен еще и настроением. 


А поддерживает определенное настроение фон картины. При помощи серовато-дымчатого цвета, большого количества свободного пространства в виде неба и поля, а также с помощью пригорков и кустов создается "атмосфера" для "сюжетов", описанных выше.
Фон не прорисован до тонкостей, а только намекает на наличие каких-то предметов. Таким образом он не отвлекает от основной информации на картине - "сюжетов", а только поддерживает их.

При создании кинокадров, так же как и полотен картин, важно уделять внимание каждой мелочи, так как в последствии именно мелкие детали могут играть как во благо, так и во вред общему впечатлению от созданного творения. Если, конечно, это настоящее произведение искусства. 

А теперь приглашаю к следующей картине Василия Григорьевича:
В.Г. Перов. Савояр. 1863-64


Савоярами называли швейцарских бродячих музыкантов, которые кочевали по Европе с флейтой и дрессированным сурком в поисках уличного заработка.

Я выбрала эту "картину-кадр" по причине того, что она сильно воздействует на эмоции зрителя, при этом персонаж практически не производит никаких действий, а только спит. Всё впечатление зритель получает за счёт деталей. 

И вот какие я увидела детали:
- Мальчик выглядит на фоне крупных камней мостовой и тротуара маленьким и никому не нужным, словно этот ребенок - грязь или пыль на улице города. 
- Видя его драные штаны, стоптанную обувь и пустую шляпу для сбора денег можно понять без словесного объяснения,что все старания мальчика не приносят необходимого результата, и его жизнь становится только хуже.
- Маленький, жмущийся к хозяину сурок создает впечатление его единственного друга, который так же никому не нужен в большом городе.
- Но больше всего на меня произвела впечатление сломанная флейта. Когда я её увидела, у меня появилась мысль о том, как же мальчишка будет теперь зарабатывать? И эта его потеря - большая беда, так как вряд ли ребенок сможет быстро достать новую флейту.

И вот то единственное, небольшое действие персонажа:
- Лёгкая, небольшая улыбка счастья на лице ребенка во сне, благодаря которой зритель может догадаться, что сейчас мальчик мысленно находится в каком-то ином, более лучшем, чем его собственная жизнь, месте.
Эту улыбку и можно назвать практически единственным действием персонажа в "кадре".

По моему мнению, для кино эта "картина-кадр" является ценным примером, так как она показывает, что благодаря деталям можно передать практически всю информацию о персонаже зрителю, без лишних слов и дополнительных действий на экране.

Можно еще добавить, что лицо мальчика выглядит по взрослому, как у молодого мужчины. Видно, быстро старится от такой жизни. 

И посмотрим еще одну картину, продолжая тему об уличных музыкантах:
В.Г. Перов. Парижская шарманщица. 1864

На этой "картине-кадре" хорошо показано, как можно очень точно донести авторскую мысль до зрителя, усилить её и даже указать на конкретную проблему существующего общества:

На первом плане мы видим, как полусонная, уставшая женщина укрывается одним платком с её маленьким спящим ребенком и из последних сил рукой запускает музыку шарманки, вероятно, уже ненавистной в их семье. 
А на втором плане справа мы видим, как прогуливается по улицам Парижа гордый господин в котелке.

Но если из "кадра" убрать господина, то изображение, на мой взгляд, стало бы менее выразительным. И у меня появился бы закономерный вопрос - а зачем автор этот сюжет вообще показывает? Неужели для того, чтобы через показ страдающей женщины с ребенком ввести меня, как зрителя, в состояния уныния и безысходности? А разве зрителю не нужно показать "причину" произошедшего "следствия"? 

Но в нашем "кадре" сейчас господин всё таки имеется, и при помощи сочетания женщины и господина автор указывает на конкретную проблему: превосходство одного человека над другим человеком, определяемое количеством капитала. Это и есть, по моему мнению, авторское понимание "причины" такого нелепого "следствия" - страдания матери с ребенком на потеху господина в котелке. 

Еще кое-что добавлю насчет собаки - она смотрит на "картине-кадре" в сторону господина. Таким образом, когда зритель рассматривает "передний план" картины, автор намекает ему через взгляд собаки, куда нужно еще посмотреть, на что нужно обратить внимание.
И еще стоит заметить, что у шарманки ножки подвязаны веревочкой очень неумело - это говорит о женской руке. Скорее всего шарманщица - вдова, и шарманка осталась от мужа - починить некому. 
И, кстати, похожим образом перевязана, вероятно, пораненная задняя нога собачки.


На этом легкий разбор картин Василия Григорьевича Перова пока заканчиваю.

Но впереди нас ждёт еще много интересных открытий и увлекательных историй. 


«Демонстрация весом с комара весомее репутации весом со слона».
фрагмент Суфийской притчи

Вторая статья о В.Г. Перове тут: http://buketredisa.blogspot.ru/2016/03/blog-post.html

Благодарю за внимание. С уважением, Вика Мирошкина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий