среда, 17 февраля 2016 г.

Киносекреты - из бессознательного в сознательное

Учимся рассматривать картины и фантазировать

Сегодня нас ждет еще несколько занимательных картин мастера кисти Абрама Ефимовича Архипова.

Первую статью об А.Е.Архипове можно прочитать здесь: http://buketredisa.blogspot.ru/2016/02/blog-post_15.html

Но на этот раз выберем несколько картин с туманом или дымом. И помним о включенном "кино-зрении".

Вот первый "стоп-кадр":

А.Е.Архипов. На Волге. 1889

Кажется, это какое-то судно (поправьте меня, если что-то не так).
Можно, не спеша рассматривая "кадр", порассуждать, почему этот паренёк сидит именно здесь, о чем он задумался, что держит в руках, почему сидит один, какое изображено время дня и какое время года... и так далее, и так далее.

Но мы обратим внимание на другое.

Допустим, что мальчик действительно задумался. Как в этом случае точнее передать его настроение и мысли кинозрителю, не озвучивая внутренний монолог и не добавляя другие слова и тексты?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам самим встать на место режиссера и хорошенько пофантазировать о том, как бы вы выполнили такую непривычную, но интересную задачу - показать без слов то, что мальчик задумался. В конце я предложу свой вариант ответа.

А пока вашему вниманию представляется следующая великолепная картина:

А.Е.Архипов. Поденщицы на чугунолитейном заводе. Около 1896 г.

Видите этот черный дым в центре картины? Если это не пожар, то каково там внутри? Бррр... 
Это явно не пожар, судя по спокойствию женщин.
Ставлю Абраму Ефимовичу Архипову не только "лайк" за картину, как мастеру кисти, но и отдельный плюс за дым, он впечатляет.
  
Сейчас предлагаю новую игру, и сразу приступим к ней вместе

Наглядная схема игры по пунктам:
1. Быстро придумать начало небольшой истории;
2. Логично подвести сюжет к нашему "кадру-картине";
3. Придумать простое окончание истории.

Длинные диалоги не используем. И не нужно придумывать сложную историю. 
Мы просто развлекаемся и заодно тренируемся фантазировать интересно для всех.

Я уже придумала, и у меня персонажи обладают определенной профессией. К слову, поденщики (см. название рассматриваемой картины) - это временные рабочие, занятые подённым трудом, то есть плату получали за проработанный день, а не выполненную работу, отсюда и подёнщина. Они не владели профессией, часто были низкого социального статуса.

Вот какая простая история получилась у меня (почти сценарий):

Начинался уже привычный для труженика рабочий день на чугунолитейном заводе - вокруг пар и дым, вытекают из своих пещер реки огненного чугуна, обдавая окружающее пространство множеством ярких искр.

Анфиска, только что подоспевшая на завод, уже успела заметить молодого парнишку Ваську, сидевшего на улице в сторонке на бочке и покуривавшего папироску. 
Она направилась к нему. 

Здесь стоит заметить, что Анфиска была уже не юная и давно замужняя женщина.

Они часто проводили время вдвоем, создавая только видимость своей работы на заводе. "Всё равно оплата идёт поденная, за отработанный день, а не за выполненную работу," - отмахиваясь отвечали они другим работникам, когда те делали им замечания. 

Марья, заметив их сегодня, не обронила ни слова, а спокойно отправилась на своё рабочее место. Работа на заводе была тяжелая, но девушке она всё же нравилась, так как позволяла, как она думала, закалять и развивать свой собственный характер, смотреть на мир по-новому. И Марья по мере сил старалась выполнять свою работу хорошо и качественно.

Заливка чугуна



Так за работой незаметно проходит время, и наступает обеденный перерыв (и тут мы видим наш "кадр-картину").


Марья (та, что слева), сидит и спокойно распаковывает свою еду, готовясь обедать. Анфиска (женщина справа) сидит со своим мешочком еды на коленях и жалуется девушке на то, как надоел ей её муж, житья-прохода не даёт, да и что Васька уже уделяет ей недостаточное количество внимания...


Марья молча её слушает и начинает есть.


Анфиска, ободренная молчаливым согласием собеседницы, всё больше распыляется в своих речах...

А  время обеда уже подходит к концу.
Марья собирает свой, уже опустевший без еды, мешочек-платок, берет кувшин и молча направляется внутрь заводского помещения.


Разгоряченная своими же речами Анфиска вскакивает, роняет свой мешочек еды с колен на землю и возмущенно кричит вслед Марье:

- А что, компания моя уже тебе за обедом не по нраву пришлась?! Меня ждать не намерена?!


- Что потрудился, то и поел, - по доброму улыбаясь, пословицей ответила ей Марья, одновременно подзывающе махнув рукой сидевшему вдалеке всё на той же бочке и заканчивающему обедать Ваське.


Конец истории.

Вот так упрощенно можно размышлять над сюжетом своей будущей истории, ища интересные повороты событий и ставя персонажей в необычные для них ситуации.



Может быть кто-то задавался вопросом, почему мы все время включаем "кино-зрение" во время просмотра картин?  
А я отвечу так - это своеобразная форма игры. Ведь нам нравится играть.

Непринужденное познание новой "картинки" мира с помощью предложенной игры, по сути, тренировка в профессии режиссёра.

Учиться в форме игры всегда интереснее и легче, информация усваивается лучше и запоминается на более долгое время.  
Жизнь при таком подходе к обучению со временем становиться более качественной, проведённое время насыщается широкой гаммой красок, жить получается веселей и интересней. И нам практически не нужен отдых - вся жизнь становиться отдыхом и игрой.    

Теперь отвечаю на ранее поставленный вопрос по картине Абрама Ефимовича Архипова "На Волге". 

Напоминаю вопрос:
"Допустим, что мальчик "в кадре" действительно задумался. Как в этом случае точнее передать его настроение и мысли кинозрителю, не озвучивая внутренний монолог и не добавляя другие слова и тексты?"

Мой вариант ответа получился такой:
А.Е.Архипов. На Волге. 1889
На картине показан способ, как можно передавать мысли персонажа через окружающую его обстановку (туманный простор). 
Рассматриваемый нами "стоп-кадрвызывает у зрителя какое-то задумчивое отношение к себе, взгляд непроизвольно рассеивается, возникают эмоции осмысления - вот таким же образом возникает определенное задумчивое настроение и при просмотре кинофрагмента, в котором туманом размыт горизонт или любая другая часть изображения.
  
А затем зритель переносит "полученное" задумчивое настроение на персонажа, то есть на его мысли, что и требовалось. 
Таким образом мы передаем информацию кинозрителю без слов и диалогов. 
Обычно при просмотре кино всё это происходит бессознательно.


На этом часть заканчивается, но новые интересные наблюдения ожидаются.

Благодарю за внимание. С уважением, Вика Мирошкина. 

P.S. - не забывайте ставить отметку о своем впечатлении и пишите комментарии - мне это важно.