Приглашаю посмотреть-поглядеть несколько картин передвижников глазками молодого кино-исследователя.
А смотреть будем полотна передвижника Абрама Ефимовича Архипова.
Но сначала совсем немного расскажу о самом авторе:
Абрам Ефимович (1862-1930) родился в Рязанской губернии, в
бедной крестьянской семье. Уже в детские годы рисовал без устали, и родители всячески
поощряли такое увлечение сына. Несомненно, что без помощи родителей было бы значительно труднее постигать такое сложное ремесло, отнимающее очень много времени.
Затем его педагогами стали другие передвижники – Василий Перов, Василий Поленов, Алексей Саврасов, Владимир Маковский.
Как видим, учителями Абрама Ефимовича оказались самые великолепные мастера. В таком окружении взлет на самые вершины профессии был вполне предопределен. Нужно было только оставаться трудолюбивым и увлеченным.
А теперь и мы, почитатели высокого искусства, в предвкушении приятного творческого полёта, направляемся к полотнам художника.
Внимание, приготовились...
открываем пошире свои "кино - галазки" => пуск!
Готовы удивляться?
Вот перед нами первая картина (не забываем представлять, что это стоп-кадр):
Немного расскажу о строении этого "кадра".
В "объемных" (не плоских) изображениях есть "линейная перспектива". В нашем стоп-кадре она показана довольно ненавязчиво.
Линейная перспектива - это когда линии объектов стремятся к точке (P) на линии горизонта. См. пример:
Как я сказала, в рассматриваемой картине художника Архипова "Лед прошел" линейная перспектива мягкая, ненавязчивая:
смотрим в низ картины - земля занимает всю нижнюю её границу, а затем, поднимая глаза вверх, к линии горизонта, можно заметить, что земли остается совсем немного - только в середине кадра. Нет четких, резких линий, как на схеме, но есть мягкие очертания линий земли.
Поскольку нас интересует, как вышеописанное соотносится с кино, и как линейная перспектива влияет на зрителя, то поищем закономерности.
Сразу же я обнаружила такую - когда зритель смотрит на изображение (картину, кадр), его глаза непроизвольно находят некую точку Р, находящуюся на линии горизонта (см.схему выше).
Примечание: точка может находиться в любом месте линии горизонта.
А вот как линейная перспектива повлияет на кинозрителя я расскажу немного позже, когда буду говорить о влиянии на зрителя дальнего плана в кино.
Теперь немного поговорим о происходящем на картине.
Меня заинтересовало то, что практически все персонажи смотрят куда-то вправо. Но куда же они смотрят? На что?
Как у зрителя, у меня появляется большое желание "сдвинуть" камеру вправо.
О, неужели у меня появился интерес и желание узнать продолжение сюжета?
С удовольствием ставим жирненький плюс и этой кино-истории, замершей на полотне художника!
Вы, конечно, можете найти и другие причины своего желания увидеть продолжение сюжета, остановленного на данном полотне. Может быть у вас получится целый рассказ.
Ну, а пока поехали дальше.
Картина следующая:
Первое, на что я обращаю внимание в этом кадре - это сено в правом верхнем углу (или это не сено?).
Затем я замечаю двух женщин на противоположном берегу.
И только потом в поле моего зрения попадает лодка.
Почему именно такая последовательность концентрации рассеянного зрения?
Потому что обычно человек обращает внимание сначала на светлые участки кадра (дорога, зелень, сено в правом верхнем углу, крыши), затем видит яркие фрагменты (женские розовые юбки). Дальше на этой картине наше внимание привлекают люди, а потом уже опознаются крупные предметы (например, лодка на переднем плане).
Взгляд движется сверху вниз, как бы сканируя. В самом конце зритель видит всю картину целиком.
А мог бы существовать этот кадр без людей? Без этих женщин?
Мог бы, но говорят, что людям больше всего интересны люди.
Природа, конечно, красива сама по себе, но если в кадре все же появляются "человеки" - у зрителя это сразу вызывает дополнительный интерес, привлекает его внимание.
А вот если бы мы всё же захватили камерой только природу, то полученный кадр, вероятнее всего, был бы "проходящим", "связующим". Например, использовался бы в фильме так:
Начало фильма=>... => сюжет развивается в городе, уводя в пригород => Герой приближается к реке, и тут на экране показывается наш кадр, место, где герою надо переплыть речку, а лодочника нет (Герой решает этот вопрос) => затем сюжет продолжается уже в деревне за рекой =>... => конец фильма.
Вот такая простая схема для киношного понимания хода мыслей при взгляде на картину.
А вот еще один кино - секретик:
Так как в нашем кадре всё же оказались женщины, то...
Судя по их расположению на площадке (в кадре), самое активное действие происходит на дальнем плане.
Вопрос - а что происходит в этом случае со зрителем? Активность в глубине кадра как-то на него влияет?
Ответ у меня получился такой:
Благодаря такому "действию в глубине" кадра, зритель как бы "втягивается" внутрь кино-картины, глубже погружается в историю.
То же самое погружение происходит со зрителем, когда линейная перспектива "провожает" взгляд человека на некую условную точку Р линии горизонта (см. выше картину "Лед прошел" и схему под ней). Пусть даже линейная перспектива обозначена в кадре совсем мягко.
Внимание зрителя таким незаметным приемом перемещается на дальний план, как и на картине "Северная деревня" с женщинами в розовых юбках.
Поздравляю с новыми открытиями. Вот так, проводя время с интересом, мы затронули только частичку из многих и многих возможных "кино-приёмов", что несомненно является большой пользой для дальнейшего самосовершенствования.
На этом расследование заканчиваю.
Желаю всем снова и снова заново начинать интересоваться миром, как в детстве, поэтому становиться любопытными для других, задаваться необычными вопросами и искать запрятанные "клады-ответы", распознавая в пути подсказки и придумывая множество собственных "волшебных изобретений".
Благодарю за внимание. С уважением, Вика Мирошкина.
Следующую статью об А.Е.Архипове можно прочитать здесь:
http://buketredisa.blogspot.ru/2016/02/blog-post_17.html
P.S. - использовала в статье фотографии из интернета. Надеюсь, что не нарушила чьих-то прав. Если что-то не так, пожалуйста подскажите.
Первую мою статью о передвижниках можно найти здесь:
А.Е. Архипов. В гостях. 1915 |
А смотреть будем полотна передвижника Абрама Ефимовича Архипова.
Но сначала совсем немного расскажу о самом авторе:
Абрам Ефимович Архипов |
Затем его педагогами стали другие передвижники – Василий Перов, Василий Поленов, Алексей Саврасов, Владимир Маковский.
Мои статьи о названых педагогах Архипова :
Василий Перов :
Василий Поленов :
Алексей Саврасов :
Владимир Маковский :
Как видим, учителями Абрама Ефимовича оказались самые великолепные мастера. В таком окружении взлет на самые вершины профессии был вполне предопределен. Нужно было только оставаться трудолюбивым и увлеченным.
А.Е.Архипов. Фрагмент картины "Обратный". 1896 |
А теперь и мы, почитатели высокого искусства, в предвкушении приятного творческого полёта, направляемся к полотнам художника.
Внимание, приготовились...
открываем пошире свои "кино - галазки" => пуск!
Готовы удивляться?
Вот перед нами первая картина (не забываем представлять, что это стоп-кадр):
А.Е.Архипов. Лед прошел. 1895 |
Немного расскажу о строении этого "кадра".
В "объемных" (не плоских) изображениях есть "линейная перспектива". В нашем стоп-кадре она показана довольно ненавязчиво.
Линейная перспектива - это когда линии объектов стремятся к точке (P) на линии горизонта. См. пример:
Как я сказала, в рассматриваемой картине художника Архипова "Лед прошел" линейная перспектива мягкая, ненавязчивая:
смотрим в низ картины - земля занимает всю нижнюю её границу, а затем, поднимая глаза вверх, к линии горизонта, можно заметить, что земли остается совсем немного - только в середине кадра. Нет четких, резких линий, как на схеме, но есть мягкие очертания линий земли.
Поскольку нас интересует, как вышеописанное соотносится с кино, и как линейная перспектива влияет на зрителя, то поищем закономерности.
Сразу же я обнаружила такую - когда зритель смотрит на изображение (картину, кадр), его глаза непроизвольно находят некую точку Р, находящуюся на линии горизонта (см.схему выше).
Примечание: точка может находиться в любом месте линии горизонта.
А вот как линейная перспектива повлияет на кинозрителя я расскажу немного позже, когда буду говорить о влиянии на зрителя дальнего плана в кино.
Теперь немного поговорим о происходящем на картине.
Меня заинтересовало то, что практически все персонажи смотрят куда-то вправо. Но куда же они смотрят? На что?
Как у зрителя, у меня появляется большое желание "сдвинуть" камеру вправо.
О, неужели у меня появился интерес и желание узнать продолжение сюжета?
С удовольствием ставим жирненький плюс и этой кино-истории, замершей на полотне художника!
Вы, конечно, можете найти и другие причины своего желания увидеть продолжение сюжета, остановленного на данном полотне. Может быть у вас получится целый рассказ.
Ну, а пока поехали дальше.
Картина следующая:
А.Е.Архипов. Северная деревня. 1900-е |
Первое, на что я обращаю внимание в этом кадре - это сено в правом верхнем углу (или это не сено?).
Затем я замечаю двух женщин на противоположном берегу.
И только потом в поле моего зрения попадает лодка.
Почему именно такая последовательность концентрации рассеянного зрения?
Потому что обычно человек обращает внимание сначала на светлые участки кадра (дорога, зелень, сено в правом верхнем углу, крыши), затем видит яркие фрагменты (женские розовые юбки). Дальше на этой картине наше внимание привлекают люди, а потом уже опознаются крупные предметы (например, лодка на переднем плане).
Взгляд движется сверху вниз, как бы сканируя. В самом конце зритель видит всю картину целиком.
А мог бы существовать этот кадр без людей? Без этих женщин?
Мог бы, но говорят, что людям больше всего интересны люди.
Природа, конечно, красива сама по себе, но если в кадре все же появляются "человеки" - у зрителя это сразу вызывает дополнительный интерес, привлекает его внимание.
А вот если бы мы всё же захватили камерой только природу, то полученный кадр, вероятнее всего, был бы "проходящим", "связующим". Например, использовался бы в фильме так:
Начало фильма=>... => сюжет развивается в городе, уводя в пригород => Герой приближается к реке, и тут на экране показывается наш кадр, место, где герою надо переплыть речку, а лодочника нет (Герой решает этот вопрос) => затем сюжет продолжается уже в деревне за рекой =>... => конец фильма.
Вот такая простая схема для киношного понимания хода мыслей при взгляде на картину.
А вот еще один кино - секретик:
Так как в нашем кадре всё же оказались женщины, то...
Судя по их расположению на площадке (в кадре), самое активное действие происходит на дальнем плане.
Вопрос - а что происходит в этом случае со зрителем? Активность в глубине кадра как-то на него влияет?
Ответ у меня получился такой:
Благодаря такому "действию в глубине" кадра, зритель как бы "втягивается" внутрь кино-картины, глубже погружается в историю.
То же самое погружение происходит со зрителем, когда линейная перспектива "провожает" взгляд человека на некую условную точку Р линии горизонта (см. выше картину "Лед прошел" и схему под ней). Пусть даже линейная перспектива обозначена в кадре совсем мягко.
Внимание зрителя таким незаметным приемом перемещается на дальний план, как и на картине "Северная деревня" с женщинами в розовых юбках.
Поздравляю с новыми открытиями. Вот так, проводя время с интересом, мы затронули только частичку из многих и многих возможных "кино-приёмов", что несомненно является большой пользой для дальнейшего самосовершенствования.
На этом расследование заканчиваю.
Желаю всем снова и снова заново начинать интересоваться миром, как в детстве, поэтому становиться любопытными для других, задаваться необычными вопросами и искать запрятанные "клады-ответы", распознавая в пути подсказки и придумывая множество собственных "волшебных изобретений".
О художнике: Абра́м Ефи́мович Архи́пов 15 [27] августа 1862 — 25 сентября 1930 Русский художник-живописец, передвижник. В периоды с 1877 по 1883 и с 1886 по 1888 г. обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) под руководством В. Г. Перова, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова и В. Е. Маковского. Кроме того, с 1884 по 1886 г. учился в петербургской Академии художеств (мастерская Б. П. Виллевальде). В 1887 г. за картину «Посещение больной» Архипов получил в МУЖВЗ большую серебряную медаль и звание классного художника. В 1891 г. Архипов стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Многие работы этого периода, такие как «Посещение больной», «По реке Оке», «Келейник», были приобретены лично П. М. Третьяковым для своей коллекции. В 1896 и 1912 г. посещал Францию, Германию и Италию. С 1894 г. возглавлял натурный класс МУЖВЗ (до 1918 г.). В 1898 г. получил звание академика (действительный член Академии художеств с 1916 г.). В 1904 г. стал одним из основателей «Союза русских художников». С 1912 часто выезжал на русский Север. После Октябрьской революции принял участие в реорганизации училища, в 1918—1920 гг. преподавал в ГСХМ, а в 1922—1924 г. — во Вхутемасе. 1924 — член Ассоциации художников революционной России. 1927 — народный художник Республики. Умер в Москве 25 сентября 1930 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Он не был женат и не имел детей, однако художественные традиции семьи продолжила его внучатая племянница Алла Бедина. |
|
Благодарю за внимание. С уважением, Вика Мирошкина.
Следующую статью об А.Е.Архипове можно прочитать здесь:
http://buketredisa.blogspot.ru/2016/02/blog-post_17.html
P.S. - использовала в статье фотографии из интернета. Надеюсь, что не нарушила чьих-то прав. Если что-то не так, пожалуйста подскажите.
Этот блог, как продолжение моего сайта -
http://www.vika-live.com/about.html
http://www.vika-live.com/about.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий