Внимание, внимание!
Сегодня вновь поделюсь свежеиспеченными, тепленькими мыслями о картинах.
А если быть точнее, разберу со стороны полезности для кино полотна художника-передвижника Алексея Кондратьевича Саврасова.
Алексей Кондратьевич Саврасов - автор очень известной картины "Грачи прилетели".
Сюжет этого полотна был очень популярен, поэтому художник выполнял эту картину несколько раз, на заказ, конечно.
Не будем пока всматриваться в её "внутреннее" содержание, дорогие мои "анатомы". Вместо этого предлагаю вашему вниманию варианты картины, вышедшие из под пера мастера в разные годы его жизни. Восхищаемся:
Видим, как грачи каждой весной ремонтируют и делают себе новые гнездышки - ох уж эти деятельные птички :)
А теперь кое-что любопытное расскажу и о самом художнике:
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897, 67 лет) родился в семье небогатого торговца-галантерейщика (купца-мещанина) Кондратия Артемьевича Саврасова.
Интересно, что отец и сын до середины 1850-х годов писали свою фамилию через «о» — Соврасов, а сам Алексей Кондратьевич до середины 1850-х годов подписывал свои картины еще и с твердым знаком - А. Соврасовъ.
Детские годы коренного москвича Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья - семья жила то на Якиманке, то на Пятницкой улице, то у Калужской заставы.
Влечение к искусству пробудилось рано: к двенадцати годам Алексей самоучкой уже научился неплохо владеть кистью, писал гуашью и акварелью модные пейзажи, охотно раскупавшиеся по дешевой цене торговцами [видимо, мальчик помогал родителям деньгами].
Но путь в большое искусство оказался нелегким.
Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ).
Но позже, по-видимому, из-за болезни матери и протестов отца (даже выгонявшего его "из квартиры на чердак за страсть к живописи"), он был вынужден прекратить учебу. Представляете, какой это удар по мечте?
И только в 1848 году, благодаря помощи обер-полицмейстера Москвы генерал-майора И.Д.Лужина, прослышавшего о "необыкновенных художественных способностях" Алексея, а также благодаря ученикам МУЖВ и преподавателю Карлу Рабусу, он смог продолжить образование в пейзажном и перспективном классе училища, возглавлявшемся всё тем же Рабусом...
Да... Как говорится в башкирской пословице: "Не справившись с трудностями, блинов не нарисуешь попробуешь" :)
Чуть позже я еще кое-что расскажу об этом замечательном художнике.
А пока приглашаю на просмотр других его картин. И поглядим мы на них глазами любителя кино:
На этой "картине-кадре" вступила в свою пору весна - распустилась свежая зелень, и сквозь тяжелые синие тучи уже пробивается кусочек чистого летнего голубого неба...
А тоненькие молодые березки создают ощущение присутствия не окрепшего, но активно развивающегося нового мира. Даже крыша дома радостно светится ярко-оранжевым цветом под лучами уже согревающего солнца.
Но стоит заметить, что все цвета при этом на картине темновато-насыщенные - это создает ощущение сырости и свежести.
А еще на первый взгляд может показаться, что это просто пейзаж, и что здесь нет никакого действия. Но это не совсем так.
На самом деле, здесь всё же кое-что происходит:
- на крыше дома хитрая кошка охотится за ничего не подозревающей, поющей радостные песни птичкой;
- курочка выгуливает птенцов;
- а в окне мы видим птичку в клетке. Может это канарейка, и сейчас она очень заливисто поёт [канарейки ведь очень красиво поют].
Стоит также отметить, что в момент, который запечатлен на картине, мир находится в достаточно спокойном состоянии равновесия. Но событие может вот-вот начаться. Например, кошка бросится на птичку или вместо этого соскользнет с крыши на бедную курочку, которая со страху может запрыгнуть в окно дома, а за ней побежит кошка, и начнется переполох...
Кстати, если окно открыто, в доме кто-то есть. А цветы на окне говорят о наличии женщины. Может она красавица, и цветы ей подарил молодой ухажёр?
На крыше дома заметная тень, вероятно, от купола церкви. Тени длинные. Мне кажется, что это утро.
Вообще работам Алексея Кондратьевича присуща особая музыкальность - при просмотре можно как бы услышать пение жаворонка или трель соловья, а возможно и журчание ручейка...
Идем дальше, и сейчас я приглашаю вас переместится в горы:
А вот на этой картине действительно не происходит никакого события или действия.
Здесь художник очень интересно изобразил саму природу:
Казалось бы, скучный грязно-коричневый цвет на переднем плане занимает площадь размером практически с 2/3 картины, что должно было бы сделать полотно совершенно не привлекательным для зрителя. Но мы-то имеем дело с мастером. И вот что он, на мой взгляд, сделал для спасения ситуации:
1. Художник добавил немного контрового света на дереве и камнях.
2. А также мастер один камень сделал ярче, освещеннее других, что делает передний план более объемным, а не однотонно-плоским.
3. Но самое интересное - это светлая, легкая дымка-туман в ущелье скал. Благодаря чему вся большая коричневая площадь картины из непривлекательной массы превратилась в парящие в воздухе песок и пыль, как будто там буря или ненастье. Или, может, мы видим туман от реки?
О, а ведь это уже не просто изображение - это ощущение.
При этом "пыльном" ощущении на среднем плане, белая, чистая заснеженная вершина на заднем плане выглядит очень желанной, манящему своей свежестью, хочется к ней приблизиться, подняться поближе к голубому, манящему небу... То есть картина как бы втягивает нас внутрь себя.
А "погружение" или "втягивание" внутрь произведения позволяет удерживать и концентрировать внимание зрителя.
Это ценное качество для любого произведения искусства.
Ведь только если зритель заинтересовался, "залип", он сможет, хотя бы частично уловить смысл, заложенный творцом. Как будто там мёдом намазано. :)
При поверхностном просмотре этого, скорее всего, не происходит.
И тогда произведение искусства практически не несет никакой ценности "НЕзалипшему" на сладкой красоте человеку.
Такое же качество втягивать в глубину сюжета ценится и в кинофильмах. Ведь кинофильм - это тоже произведение искусства, создающееся не только для поверхностного развлечения зрителя, как, к сожалению, думают некоторые нерадивые режиссеры, подгоняемые продюсерами.
Напоследок скажу, что на этой картине, по моему, изображены три времени года. Определите сами, какие это сезоны. :)
Проходим дальше...
Предлагаю посмотреть еще один интересный пейзаж:
Вопрос - что самое "живое" на этой картине?
На мой взгляд - это небо. И вот в чём это выражается:
Золотой цвет прекрасно передает ощущение теплоты, вечернего уюта (вероятно, что на картине изображен закат, а не рассвет).
И таким же сладким цветом выполнены и окна в домах.
Очень много птиц в небе, которые уже прилетели из теплых мест, хотя еще лежит снег. Может они поторопились, обманутые оттепелью?
Люди тоже возвращаются в свои теплые жилища.
И река имеет всё тот же золотистый манящий отблеск весны.
Но если говорить в целом, то, кроме неба, всё на картине выглядит достаточно статично, по-зимнему холодно, скованно, и не видно действия. Даже люди выглядят замедленными, вялоидущими по утопающей в снегу тропе. Дома выглядят неживыми - только из одной трубы виден легкий дымок. Хотя, может быть, просто сейчас в домах достаточно тепло и так?
Если бы не птицы в небе и не речка без льда, то пейзаж выглядел бы полностью сурово зимним.
Обратите внимание, как интересно сравнивать эту картину с предыдущей:
- на первой картине зрителя манит своей свежестью горная вершина, то есть холод.
- а на второй картине ему уже хочется приблизиться к чему-то тёплому и уютному.
[Хорошо там, где нас нет? :)]
Посмотрим еще "картину-кадр":
Про эту картину говорят, что у неё немного странная композиция [я бы сказала нестандартная]...
Но именно за эту [и еще одну картину - "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума" 1854] 24-х летнему художнику было присвоено звание академика.
Теперь расскажу о том, что мне понравилось в этой картине и что примечательного в ней для кино-изучения:
1. Первое, это большая линейная перспектива. Давайте найдём её вместе:
Посмотрите, какие большие деревья на переднем плане [они даже не помещаются в картине целиком], и на сколько же они маленькие в глубине картины.
То есть если мы по макушкам этих деревьев и их же корням проведем две линии, они будут очень круто стремиться сойтись в одну точку [на которой как раз располагается маленький кораблик :)] - это и будут две линии перспективы.
Именно благодаря такому линейному "акценту" мы, как зрители, всё таки можем быстро обнаружить столь маленькое на картине судно, которое белого цвета и находиться на фоне белых облаков [да, сложновато бы было найти без подсказки художника].
А еще мы замечаем маленькую женщину, которая так же сидит именно на линии перспективы. И плюс еще она находится на более освещенной, чем все остальное, поляне. Да и она сама, как более светлый объект, в первую очередь привлекает наше зрительское внимание.
И из-за той же линейной перспективы всё пространство кажется бесконечным, бескрайним.
2. И опять таки здесь встречается всё то же ощущение манящей дали [по аналогии с прохладными горами и теплыми далями на предыдущих двух картинах], но в данном случае - это уже морская свобода:
Посмотрите, какие тяжелые валуны находятся прямо перед нами и насколько лёгким и свободным на их фоне выглядит море!
3. При просмотре этой картины мы дополнительно испытывает ощущение подглядывания, а нас будто бы никто и не видит :)
Этот приём неизменно привлекает зрителя, и в кино тоже.
4. Также стоит обратить внимание на то, с какой тонкостью прорисован передний план - мы можем разглядеть среди травы грибы, мох на разноцветных камнях, папоротники, листву деревьев.
Таким образом мы ощущаем не просто показанное настроение пространства [у импрессионистов это называется впечатлением художника], но даже в какой-то степени верим в реалистичность всего происходящего на картине - это происходит потому, что зритель может углубиться в рассмотрение пространства как бы вокруг себя, а также может унестись мыслями до беспредельного морского горизонта.
И эта картина, "Вид в окрестностях Ораниенбаума" (1854), стала одним из первых экспонатов прославленной коллекции Павла Третьякова.
И еще один интересный пейзаж без комментариев:
Картины Алексея Кондратьевича Саврасова хранят много интересных кино-художественных секретиков, поэтому готовится еще одна статья.
А на сегодня разбор картин Алексея Кондратьевича Саврасова заканчиваю.
Благодарю за внимание. С уважением, Вика Мирошкина.
Этот блог как продолжение моего сайта: http://www.vika-live.com/about.html
Сегодня вновь поделюсь свежеиспеченными, тепленькими мыслями о картинах.
А если быть точнее, разберу со стороны полезности для кино полотна художника-передвижника Алексея Кондратьевича Саврасова.
Алексей Кондратьевич Саврасов - автор очень известной картины "Грачи прилетели".
Сюжет этого полотна был очень популярен, поэтому художник выполнял эту картину несколько раз, на заказ, конечно.
Не будем пока всматриваться в её "внутреннее" содержание, дорогие мои "анатомы". Вместо этого предлагаю вашему вниманию варианты картины, вышедшие из под пера мастера в разные годы его жизни. Восхищаемся:
А.К.Саврасов. Грачи прилетели. 1871 |
А.К.Саврасов. Весна. Грачи прилетели. 1872 |
А.К.Саврасов. Грачи прилетели. Позднее повторение. 1879 |
А.К.Саврасов. Грачи прилетели. Этюд. 1880-е |
Видим, как грачи каждой весной ремонтируют и делают себе новые гнездышки - ох уж эти деятельные птички :)
А теперь кое-что любопытное расскажу и о самом художнике:
Алексей Кондратьевич Саврасов |
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897, 67 лет) родился в семье небогатого торговца-галантерейщика (купца-мещанина) Кондратия Артемьевича Саврасова.
Интересно, что отец и сын до середины 1850-х годов писали свою фамилию через «о» — Соврасов, а сам Алексей Кондратьевич до середины 1850-х годов подписывал свои картины еще и с твердым знаком - А. Соврасовъ.
Детские годы коренного москвича Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья - семья жила то на Якиманке, то на Пятницкой улице, то у Калужской заставы.
Влечение к искусству пробудилось рано: к двенадцати годам Алексей самоучкой уже научился неплохо владеть кистью, писал гуашью и акварелью модные пейзажи, охотно раскупавшиеся по дешевой цене торговцами [видимо, мальчик помогал родителям деньгами].
Но путь в большое искусство оказался нелегким.
Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ).
Но позже, по-видимому, из-за болезни матери и протестов отца (даже выгонявшего его "из квартиры на чердак за страсть к живописи"), он был вынужден прекратить учебу. Представляете, какой это удар по мечте?
И только в 1848 году, благодаря помощи обер-полицмейстера Москвы генерал-майора И.Д.Лужина, прослышавшего о "необыкновенных художественных способностях" Алексея, а также благодаря ученикам МУЖВ и преподавателю Карлу Рабусу, он смог продолжить образование в пейзажном и перспективном классе училища, возглавлявшемся всё тем же Рабусом...
Да... Как говорится в башкирской пословице: "Не справившись с трудностями, блинов не нарисуешь попробуешь" :)
Чуть позже я еще кое-что расскажу об этом замечательном художнике.
А пока приглашаю на просмотр других его картин. И поглядим мы на них глазами любителя кино:
А.К.Саврасов. Домик в провинции. Весна. 1878 |
На этой "картине-кадре" вступила в свою пору весна - распустилась свежая зелень, и сквозь тяжелые синие тучи уже пробивается кусочек чистого летнего голубого неба...
А тоненькие молодые березки создают ощущение присутствия не окрепшего, но активно развивающегося нового мира. Даже крыша дома радостно светится ярко-оранжевым цветом под лучами уже согревающего солнца.
Но стоит заметить, что все цвета при этом на картине темновато-насыщенные - это создает ощущение сырости и свежести.
А еще на первый взгляд может показаться, что это просто пейзаж, и что здесь нет никакого действия. Но это не совсем так.
На самом деле, здесь всё же кое-что происходит:
- на крыше дома хитрая кошка охотится за ничего не подозревающей, поющей радостные песни птичкой;
- курочка выгуливает птенцов;
- а в окне мы видим птичку в клетке. Может это канарейка, и сейчас она очень заливисто поёт [канарейки ведь очень красиво поют].
Стоит также отметить, что в момент, который запечатлен на картине, мир находится в достаточно спокойном состоянии равновесия. Но событие может вот-вот начаться. Например, кошка бросится на птичку или вместо этого соскользнет с крыши на бедную курочку, которая со страху может запрыгнуть в окно дома, а за ней побежит кошка, и начнется переполох...
Кстати, если окно открыто, в доме кто-то есть. А цветы на окне говорят о наличии женщины. Может она красавица, и цветы ей подарил молодой ухажёр?
На крыше дома заметная тень, вероятно, от купола церкви. Тени длинные. Мне кажется, что это утро.
Вообще работам Алексея Кондратьевича присуща особая музыкальность - при просмотре можно как бы услышать пение жаворонка или трель соловья, а возможно и журчание ручейка...
Идем дальше, и сейчас я приглашаю вас переместится в горы:
А.К.Саврасов. Вид в Швейцарских Альпах (Гора Малый Рухен). 1862 |
А вот на этой картине действительно не происходит никакого события или действия.
[тогда как она оказалась в моей подборке?! :)]
Здесь художник очень интересно изобразил саму природу:
Казалось бы, скучный грязно-коричневый цвет на переднем плане занимает площадь размером практически с 2/3 картины, что должно было бы сделать полотно совершенно не привлекательным для зрителя. Но мы-то имеем дело с мастером. И вот что он, на мой взгляд, сделал для спасения ситуации:
1. Художник добавил немного контрового света на дереве и камнях.
[Ко́нтровый свет, Контражур —
источник света расположен позади объекта съемки,
благодаря чему создается контур объекта - более светлый, чем сам объект.
Дополнительно:
если объект и его фон одного цвета, то светлый контур
отделит объект от фона]
2. А также мастер один камень сделал ярче, освещеннее других, что делает передний план более объемным, а не однотонно-плоским.
3. Но самое интересное - это светлая, легкая дымка-туман в ущелье скал. Благодаря чему вся большая коричневая площадь картины из непривлекательной массы превратилась в парящие в воздухе песок и пыль, как будто там буря или ненастье. Или, может, мы видим туман от реки?
О, а ведь это уже не просто изображение - это ощущение.
При этом "пыльном" ощущении на среднем плане, белая, чистая заснеженная вершина на заднем плане выглядит очень желанной, манящему своей свежестью, хочется к ней приблизиться, подняться поближе к голубому, манящему небу... То есть картина как бы втягивает нас внутрь себя.
А "погружение" или "втягивание" внутрь произведения позволяет удерживать и концентрировать внимание зрителя.
Это ценное качество для любого произведения искусства.
Ведь только если зритель заинтересовался, "залип", он сможет, хотя бы частично уловить смысл, заложенный творцом. Как будто там мёдом намазано. :)
При поверхностном просмотре этого, скорее всего, не происходит.
И тогда произведение искусства практически не несет никакой ценности "НЕзалипшему" на сладкой красоте человеку.
Такое же качество втягивать в глубину сюжета ценится и в кинофильмах. Ведь кинофильм - это тоже произведение искусства, создающееся не только для поверхностного развлечения зрителя, как, к сожалению, думают некоторые нерадивые режиссеры, подгоняемые продюсерами.
Напоследок скажу, что на этой картине, по моему, изображены три времени года. Определите сами, какие это сезоны. :)
Проходим дальше...
Предлагаю посмотреть еще один интересный пейзаж:
А.К.Саврасов. Зимний пейзаж. Оттепель. 1890-е |
Вопрос - что самое "живое" на этой картине?
На мой взгляд - это небо. И вот в чём это выражается:
Золотой цвет прекрасно передает ощущение теплоты, вечернего уюта (вероятно, что на картине изображен закат, а не рассвет).
И таким же сладким цветом выполнены и окна в домах.
Очень много птиц в небе, которые уже прилетели из теплых мест, хотя еще лежит снег. Может они поторопились, обманутые оттепелью?
Люди тоже возвращаются в свои теплые жилища.
И река имеет всё тот же золотистый манящий отблеск весны.
Но если говорить в целом, то, кроме неба, всё на картине выглядит достаточно статично, по-зимнему холодно, скованно, и не видно действия. Даже люди выглядят замедленными, вялоидущими по утопающей в снегу тропе. Дома выглядят неживыми - только из одной трубы виден легкий дымок. Хотя, может быть, просто сейчас в домах достаточно тепло и так?
Если бы не птицы в небе и не речка без льда, то пейзаж выглядел бы полностью сурово зимним.
Обратите внимание, как интересно сравнивать эту картину с предыдущей:
- на первой картине зрителя манит своей свежестью горная вершина, то есть холод.
- а на второй картине ему уже хочется приблизиться к чему-то тёплому и уютному.
[Хорошо там, где нас нет? :)]
Посмотрим еще "картину-кадр":
А.К.Саврасов. Вид в окрестностях Ораниенбаума. 1854 |
Про эту картину говорят, что у неё немного странная композиция [я бы сказала нестандартная]...
Но именно за эту [и еще одну картину - "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума" 1854] 24-х летнему художнику было присвоено звание академика.
Теперь расскажу о том, что мне понравилось в этой картине и что примечательного в ней для кино-изучения:
1. Первое, это большая линейная перспектива. Давайте найдём её вместе:
Посмотрите, какие большие деревья на переднем плане [они даже не помещаются в картине целиком], и на сколько же они маленькие в глубине картины.
То есть если мы по макушкам этих деревьев и их же корням проведем две линии, они будут очень круто стремиться сойтись в одну точку [на которой как раз располагается маленький кораблик :)] - это и будут две линии перспективы.
Именно благодаря такому линейному "акценту" мы, как зрители, всё таки можем быстро обнаружить столь маленькое на картине судно, которое белого цвета и находиться на фоне белых облаков [да, сложновато бы было найти без подсказки художника].
А еще мы замечаем маленькую женщину, которая так же сидит именно на линии перспективы. И плюс еще она находится на более освещенной, чем все остальное, поляне. Да и она сама, как более светлый объект, в первую очередь привлекает наше зрительское внимание.
И из-за той же линейной перспективы всё пространство кажется бесконечным, бескрайним.
2. И опять таки здесь встречается всё то же ощущение манящей дали [по аналогии с прохладными горами и теплыми далями на предыдущих двух картинах], но в данном случае - это уже морская свобода:
Посмотрите, какие тяжелые валуны находятся прямо перед нами и насколько лёгким и свободным на их фоне выглядит море!
3. При просмотре этой картины мы дополнительно испытывает ощущение подглядывания, а нас будто бы никто и не видит :)
Этот приём неизменно привлекает зрителя, и в кино тоже.
4. Также стоит обратить внимание на то, с какой тонкостью прорисован передний план - мы можем разглядеть среди травы грибы, мох на разноцветных камнях, папоротники, листву деревьев.
Таким образом мы ощущаем не просто показанное настроение пространства [у импрессионистов это называется впечатлением художника], но даже в какой-то степени верим в реалистичность всего происходящего на картине - это происходит потому, что зритель может углубиться в рассмотрение пространства как бы вокруг себя, а также может унестись мыслями до беспредельного морского горизонта.
И эта картина, "Вид в окрестностях Ораниенбаума" (1854), стала одним из первых экспонатов прославленной коллекции Павла Третьякова.
И еще один интересный пейзаж без комментариев:
А.К.Саврасов. Пейзаж с сосной. 1854 |
Картины Алексея Кондратьевича Саврасова хранят много интересных кино-художественных секретиков, поэтому готовится еще одна статья.
А на сегодня разбор картин Алексея Кондратьевича Саврасова заканчиваю.
Благодарю за внимание. С уважением, Вика Мирошкина.
Первую мою статью о передвижниках можно найти здесь:
А статью об ученике художника А.Е.Архипове можно прочитать здесь:
Этот блог как продолжение моего сайта: http://www.vika-live.com/about.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий