пятница, 15 апреля 2016 г.

Весенняя сказка живого снега

В.М.Васнецов



Предлагаю вашему вниманию разбор картины
передвижника Виктора Михайловича Васнецова:





В.М.Васнецов. Снегурочка. 1899

Вспомним красивую историю Снегурочки из старинного русского фольклора - она не имела ни отца, ни матери, а были у девочки лишь дед Иван, да бабка Марья, слепившие её из снега, холодного материала.

Но Снегурочка, которую мы видим на картине, имеет совершенно другую биографию - девочка является чем-то вроде лесного духа, проявившегося благодаря её отцу - стуже Морозу, и матери - теплой Весне.


Н.А.Римский-Корсаков
А.Н.Островский
Художник написал это полотно
в 1899 году, работая 
над эскизами и декорациями 
к опере Николая Андреевича
Римского-Корсакого "Снегурочка", написанной ранее картины на 18 лет 
(то есть в 1881 году), 
по одноимённой пьесе Александра Николаевича
Островского, написанной в 1873 году, то есть раньше,
чем полотно, уже на 26 лет.
Кстати, второе название пьесы Островского - 
"Весенняя сказка".



Опера и пьеса имеют трагический сюжет, в котором Снегурочка желает больше, чем дано судьбой ей пережить. Она не знает, что однажды, очень скоро, её не станет.

Смотрим на картину...
Лес и природа написаны в холодных, зимних тонах - использованы цвета: белый, синий и бирюзовый. Даже сама Снегурочка морозна, бледна.

И только в мире людей, куда направляется девочка, огоньки в окнах домов оранжевого, тёплого и незнакомого пока ей, цвета.

У Снегурочки очень простая внешность. Прообразом для неё стала Сашенька, дочь Саввы Ивановича Мамонтова.

Интересно, что фигура Снегурочки освещается снизу, от снега, а не сверху, подчёркивая её молодость и скромную красоту. Создается впечатление, что она как бы вырастает из снега.

Мы видим, что девочка будто бы неожиданно вышла из леса [следы только сзади] и растерянно озирается по сторонам, удивляется [на это нам указывает положение её рук]. Она не знает, что может встретить, опасается. Но всё же вышла на открытое место, явила себя.
 
Снег на переднем плане картины выглядит очень глубоким, но Снегурочка в него не проваливается, ведь она только на половину человек, а на другую половину она дух. 

Явление народу такой Снегурочки прошло непросто. Надо сказать, что современники встретили это полотно недоброжелательно. О недопустимости таких свободных трактовок народных сюжетов высказывались как просто зрители, так и критики:

В.В.Стасов

 «Натуры очень мало,  
а условности - слишком много.»







Я же думаю, что в сказке действительно много условностей, но они же и позволяют ярко, утрированно и доходчиво показывать людям [а главное детям], закономерности жизни и объяснять их образно.

В дополнение предлагаю посмотреть очень любопытный разбор этой же картины, где вы узнаете еще несколько интересных, неназванных мной нюансов, на которые не каждый обращает внимание:




В.М.Васнецов. Снегурочка. 1899


Благодарю за внимание. С уважением, Вика Мирошкина.


Первую мою статью о передвижниках можно найти здесь:
http://buketredisa.blogspot.ru/2016/01/blog-post_26.html

А о воплощениях и перевоплощениях можно найти здесь: