В.М.Васнецов |
Предлагаю вашему вниманию разбор картины
передвижника Виктора Михайловича Васнецова:
В.М.Васнецов. Снегурочка. 1899 |
Вспомним красивую историю Снегурочки из старинного русского фольклора - она не имела ни отца, ни матери, а были у девочки лишь дед Иван, да бабка Марья, слепившие её из снега, холодного материала.
Но Снегурочка, которую мы видим на картине, имеет совершенно другую биографию - девочка является чем-то вроде лесного духа, проявившегося благодаря её отцу - стуже Морозу, и матери - теплой Весне.
Н.А.Римский-Корсаков |
А.Н.Островский |
Художник написал это полотно
в 1899 году, работая
над эскизами и декорациями
к опере Николая Андреевича
Римского-Корсакого "Снегурочка", написанной ранее картины на 18 лет
(то есть в 1881 году),
по одноимённой пьесе Александра Николаевича
Островского, написанной в 1873 году, то есть раньше,
чем полотно, уже на 26 лет.
Кстати, второе название пьесы Островского -
"Весенняя сказка".
в 1899 году, работая
над эскизами и декорациями
к опере Николая Андреевича
Римского-Корсакого "Снегурочка", написанной ранее картины на 18 лет
(то есть в 1881 году),
по одноимённой пьесе Александра Николаевича
Островского, написанной в 1873 году, то есть раньше,
чем полотно, уже на 26 лет.
Кстати, второе название пьесы Островского -
"Весенняя сказка".
Опера и пьеса имеют трагический сюжет, в котором Снегурочка желает больше, чем дано судьбой ей пережить. Она не знает, что однажды, очень скоро, её не станет.
Смотрим на картину...
Лес и природа написаны в холодных, зимних тонах - использованы цвета: белый, синий и бирюзовый. Даже сама Снегурочка морозна, бледна.
И только в мире людей, куда направляется девочка, огоньки в окнах домов оранжевого, тёплого и незнакомого пока ей, цвета.
У Снегурочки очень простая внешность. Прообразом для неё стала Сашенька, дочь Саввы Ивановича Мамонтова.
Интересно, что фигура Снегурочки освещается снизу, от снега, а не сверху, подчёркивая её молодость и скромную красоту. Создается впечатление, что она как бы вырастает из снега.
Мы видим, что девочка будто бы неожиданно вышла из леса [следы только сзади] и растерянно озирается по сторонам, удивляется [на это нам указывает положение её рук]. Она не знает, что может встретить, опасается. Но всё же вышла на открытое место, явила себя.
Снег на переднем плане картины выглядит очень глубоким, но Снегурочка в него не проваливается, ведь она только на половину человек, а на другую половину она дух.
Явление народу такой Снегурочки прошло непросто. Надо сказать, что современники встретили это полотно недоброжелательно. О недопустимости таких свободных трактовок народных сюжетов высказывались как просто зрители, так и критики:
а условности - слишком много.»
Критик Владимир Васильевич Стасов
Я же думаю, что в сказке действительно много условностей, но они же и позволяют ярко, утрированно и доходчиво показывать людям [а главное детям], закономерности жизни и объяснять их образно.
В дополнение предлагаю посмотреть очень любопытный разбор этой же картины, где вы узнаете еще несколько интересных, неназванных мной нюансов, на которые не каждый обращает внимание:
В.М.Васнецов. Снегурочка. 1899
Благодарю за внимание. С уважением, Вика Мирошкина.
Первую мою статью о передвижниках можно найти здесь:
http://buketredisa.blogspot.ru/2016/01/blog-post_26.html
http://buketredisa.blogspot.ru/2016/01/blog-post_26.html
А о воплощениях и перевоплощениях можно найти здесь:
Комментариев нет:
Отправить комментарий