среда, 13 апреля 2016 г.

Привет охотникам за сокровищами!

И снова здравствуйте.

Приглашаю всех охотников за благородными знаниями продолжить наше приключение. Ищем сокровища.


Не стесняйтесь хорошенько рассматривать открывающиеся перед вами занимательные картины передвижника Алексея Кондратьевича Саврасова.


Первая часть о А.К.Саврасове находиться здесь:
  

Идем-идем... и вот перед нами уже очередная картина мастера...

А.К.Саврасов. Лунная ночь. Болото. 1870

Ой, куда же нас занесло? Что тут такого замечательного спрятано? 

А у нашего мастера другой вопрос - как изобразительно и заразительно показать зрителю, что это настоящее болото, а не просто грязное, мокрое поле? Да еще так, чтобы зритель испытывал эмоции?

Побудем немного и сами великими художниками - представим себе, например, что это именно нам нужно набросать на холсте нечто волшебное
... и в красках... о таком странном месте.

И что мы сможем сделать глядя с такого "ракурса"? 

Ответ: Если композиция "кадра-картины" выглядит очень простой - беремся поработать с цветом.

Рассуждаем дальше - а с каким цветом обычно ассоциируется болото? 


У меня, как и, вероятно, у автора картины - с зеленым цветом

Но мы не можем использовать просто зеленый - это скучно и совсем не волшебно.

А вот изумрудный цвет, на мой взгляд, очень даже фантастический
выбор

Вот так мы и получаем таинственное, волшебное болото :) 

А еще вспомним, что на предыдущих рассматриваемых картинах художника зрителя манили то снежные вершины, то теплые горизонты, то морская свобода.

И что же мы снова видим на этой картине? 

Кажется, в этот раз нас манит луна, предлагая пройти по изумрудному пути и попасть в чудесный магический мир... 
Заметьте, что лунная дорожка в море - довольно избитая тема, а у нас лунная дорожка в болоте! Таинственные огоньки, манящая тайна...

Но мы в болото не пойдём, хотя и заманчиво заглянуть за горизонт, а погуляем в другом месте - посмотрим еще один своеобразный цикл картин Алексея Кондратьевича:

А.К.Саврасов. Радуга. 1875

Сразу обращаю ваше внимание на правую нижнюю часть картины: 

Там изображена какая-то коричнево-грязная жижа [вероятно, это река], гниющие деревья без листвы, там же летают черные птицы [вероятно, вороны], над всем этим тёмно-бирюзовое небо, и только небольшой свет выглядывает из-за домов на горизонте [предполагаю, что в этом не было никакого сюжетного смысла, просто так художник "отделил" дома от фона - иначе бы всё слилось в одну темную массу и было бы не очень понятно, что именно нарисовано].

Теперь посмотрим на левую часть картины:


Зеленая трава, цветущие деревья, обыкновенные дома [без мистической подсветки], женщина с коромыслом [и наверняка уже не с пустыми вёдрами], но самое главное в этой части картины - это лестница, ведущая прямо к началу радуги, уходящей в светлое небо. Радуга возвышается над условным мраком в правом нижнем углу картины.

То есть нас снова куда-то манит что-то светлое и чистое :) На этот раз в небеса.


Посмотрим еще одну картину с радугой:


А.К.Саврасов. Пейзаж с радугой. 1881

Какая экспрессия!

У меня появилось ощущение, что за деревьями справа открылся волшебный ларчик, и из него в небо полилась чудесная, разноцветная река.

И насколько эффектно на этой картине выглядит радуга - она очень агрессивна на фоне черного неба [сверх затемненного, можно сказать - ночного].


Дополнительно эмоциональность картины усиливает "арка", которая создается из радуги в сочетании с проходом между деревьями. Через неё автор приглашает нас пройти и попасть таким образом на светлую полянку, находящаяся прямо в центре картины - кажется, там даже что-то происходит, но чего мы пока не видим из-за мешающих деревьев слева... и птицы как будто кружат над чем-то...


Вот какая достаточно динамичная картина получилась у художника.


А как на счёт еще одной картины с радугой? 


Приглашаю в волшебную страну:

А.К.Саврасов. У ворот монастыря. 1875

Выглядит сказочно, правда?

Если провести гибкую линию сначала по мостику, потом от монастыря до основания радуги, а затем по ней же подняться в небо - то мы как будто "поплывем" по волнам, поднимаясь сначала вверх, потом немного вниз, и снова вверх.


Создается эффект небольшого "захватывания" духа [аттракцион :)].

Это можно еще ярче понять. Представим, что радуга  поднималась бы вверх сразу от монастыря. В этом случае изображение стало бы заметно скучнее.


А еще обратите внимание, как Алексей Кондратьевич привлекает внимание зрителя именно к монастырю - он настолько сильно освещен (если сравнивать с окружающим его пространством), словно на него светят из мощного прожектора, кстати, с нашего берега :). У меня появилось именно такое впечатление.


Это понимал и художник, поэтому он для равновесия подсвечивает еще и полянку около реки, пространство за забором справа, и саму радугу тоже [а без этого её было бы сложновато заметить, так как зрителю показана очень маленькая её часть на картине].

Предполагаю, что монастырь расположен на острове. Или вокруг него ров с водой
А лестница означает преодоление...
...Под гору вскачь, а в гору хоть плачь?
Сила молчит, вот и слабость кричит













Какое великолепное мастерство демонстрирует художник! Но стоит сказать, что несмотря на многочисленные художественные работы, последнее десятилетие жизни Алексея Кондратьевича Саврасова оказалось нелегким:

Произошедшее охлаждение со стороны публики привело художника даже к увольнению из Училища, в котором он работал. 

Из-за безденежья Алексея Кондратьевича охватили семейные неурядицы, рано умерли несколько его детей. Представляете степень переживаний! 


Видимо, художник так и не приучился прибыльно вести собственные "коммерческие дела", к чему его призывал отец. 

И расстроенный мастер отстранился от людей [тяжело вести отношения в светском обществе без средств], а в конце 1870-х годов тяжело заболел. 

Говорят, он много переживал, теряя на этом силы, можно сказать, зря расходовал жизненную энергию
Возможно, это зацикливание на пустых переживаниях и было главной причиной невозможности преодолеть возникшие неурядицы в жизни. Не зря говорят, что уныние - смертный грех [простите за религиозную терминологию].

Уточнение:

А почему уныние считается смертным грехом

Все дело в том, что когда человеком овладевает уныние, он не может выполнять достойно и качественно работу, не способен создавать великое, 
его не радуют любовь и дружба [человек в таком состоянии разочарован во всём]. Он духовно умирает.


 
Причин уныния может быть множество.

Например: уныние может придти из-за того, что человека чувствует себя недооценённым
А ведь, вероятно, он просто или сам себя переоценил, или же неправильно понял окружающую его обстановку... 

То есть, в любом случае, нужно обнаружить заблуждение в себе, а точнее, в собственном неправильном взгляде на жизнь

Ведь бывает так, что даже при наличии невзгод человек чувствует себя счастливым [искренне!!!], просто потому что понимает то, что вокруг него происходит:


... Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
стихотворение "Поэту"
А.С. Пушкин

НО, тем не менее, не стоит (как это иногда делают) преувеличивать степень падения художника:
А.Н.Померанцев


"При всем том, ознакомившись с последними работами А.К. Саврасова, ... я не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти ... бедственные для него годы не утратил своей способности и мастерства по части пейзажной живописи; то же должен сказать и о виденных мною его рисунках". 
Но бизнес думал о творчестве художника иначе.


На этом разбор картин замечательного художника-передвижника Алексея Кондратьевича Саврасова пока заканчиваю. 

"Силен тот, который валит, 
но сильнее — который подымает"
Пословица

Благодарю за внимание. С уважением, Вика Мирошкина.


Этот блог как продолжение моего сайта: http://www.vika-live.com/about.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий