Здравствуйте, культурные люди!
Чувствую, что хотите узнать кое-что интересненькое еще об одном русском художнике - передвижнике Владимире Егоровиче Маковском.
Ну, тогда - следуйте, как говорится, за мной...
Сначала биография.
Владимир Егорович Маковский (1846-1920, 74 года) родился в Москве, квартира Маковских находилась на набережной Москвы-реки, с видом на Кремль. Красота Кремля и сейчас видна со всех сторон.
Отец художника - родоначальник династии живописцев и русский видный деятель искусств Егор Иванович Маковский. Как видим, хороший старт у ребенка имелся.
К тому же Егор Иванович стал одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВ) [выпускники которого фактически имели тот же статус, что и выпускники Петербургской Академии художеств].
Атмосфера искусства, которая с раннего детства окружала мальчика, не могла не сказаться на формировании его интересов. А мог бы отупиться, если бы ходил с закрытыми глазами и ушами рядом с великолепными работами художников и рядом с творческими людьми.
Надо сказать, что дом Маковских часто посещали известнейшие мастера, заводившие самые приватные разговоры и споры об искусстве, о том, что даже не каждому студенту художественного заведения можно услышать. И хотя не всех из них удалось застать в живых самому юному художнику Владимиру, про эти разговоры мог поведать ему отец.
Вот какие люди посещали дом Маковских:
- русский композитор Михаил Иванович Глинка,
- классик русской литературы Николай Васильевич Гоголь,
- русский актёр, один из основоположников русской актёрской школы Михаил Семёнович Щепкин,
- русский художник представитель академизма Карл Павлович Брюллов...
... и другие интересные люди.
Странным образом талантливые люди почти обязательно знакомы друг с другом :)
Также посещал семью Маковских русский живописец, мастер портретов Василий Андреевич Тропинин, у которого и обучался юный Владимир Егорович - под его руководством в 15-ть лет художник пишет картину «Мальчик, продающий квас»:
Мальчик на этом полотне В.Е.Маковского [в отличии от людей на портретах его педагога В.А.Тропинина] выглядит не картинно-приукрашенным, а естественным. Таким, какой он на самом деле в реальной жизни [на картине мальчик без прикрас реалистично-бедно одет, не причесан, не умыт].
Таким образом мы видим, как уже в 15 лет у Владимира Егоровича проявляется характерное для него реалистично-натуральное изображение различных социальных слоёв.
Вообще будущий художник довольно рано начал рисовать, а еще дополнительно учился играть на гитаре и скрипке [то есть ребенок развивался разносторонне].
А еще от своей матери, Любови Корнилиевны (урождённой Моленгауэр), мальчик унаследовал красивый голос.
В доме устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера.
Всего в семье было пятеро детей (трое сыновей-художников и две дочери - старшая художница и младшая - певица) [заметно, что родители и родственники активно занимались образованием своих детей].
Старший на семь лет брат Владимира - Константин Егорович Маковский (1839-1915, 76 лет), тоже был художником-передвижником (о нём статья будет позже).
С 1861 по 1866 Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВ), одним из основателей которого был его отец, о чем говорилось выше.
Его педагогами в училище были продолжатели Венециановской школы, которые работали преимущественно в «крестьянском» жанре.
Училище Владимир закончил с серебряной медалью и получил таким образом звание классного художника 3-й степени за работу «Литературное чтение» (об этом более подробно будет идти речь ниже).
В 26-ть лет (1872) художник стал членом Товарищества передвижных художественных выставок (дата основания ТПХВ - 1870 год).
С самого начала он был одним из наиболее деятельных членов группы, участвовал почти во всех выставках. Не удивительно для такого возраста. Уже через два года, когда художнику было 28-мь лет (1874), его уже избрали членом правления Товарищества.
А с 36-ти до 48-ми лет (1882-1894) В.Е.Маковский уже сам преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВ). В это период, в 46-ть лет (1892), он уже получил звание профессора.
С 48 до 72 лет (1894-1918) художник преподавал в Петербургской Академии художеств, куда он был приглашен на должность руководителя жанровой мастерской [в жанровой живописи изображаются сцены повседневной жизни народа и окружающая их действительность].
В период работы в Академии:
- В 49 лет (1895) Владимир Егорович был назначен ректором Академии.
- С 59 лет (1905) стал действительным статским советником - то есть теперь он имел право на потомственное дворянство.
...
Еще многое можно сказать о биографии этого замечательного художника, но пора бы нам уже посмотреть и на его картины. Как вы считаете?
Не забываем, что нас интересует взгляд на картины со стороны полезности их
для кино-производства или кино-обучения.
И вот перед нами появляется первая интересная картина Владимира Егоровича:
Какие же на ней любопытные образы! Как говорят режиссеры театра: "Здесь нет ни одного "проходного" персонажа".
А это значит, что на каждого из них зрителю будет интересно смотреть, и никто из "актеров" при этом не лезет на первый план и не борется за внимание зрителя.
В общем можно сказать, что картина эта очень похожа на фотографию с театрального спектакля.
Но это совершенно не означает, что на картине персонажи ведут себя неестественно, утрированно, как это свойственно для художественного языка театра.
Персонажи сценки, на мой взгляд, выглядят театральными благодаря тому, что находятся в "приподнятом" настроении - так бывает всегда, когда люди готовятся к свадьбе в реальной жизни [находятся в возбужденном состоянии, нервничают]. И ведут себя совсем не так, как обычно, выявляют свой настоящий характер.
Интересно, что когда люди хотят вести себя особенно торжественно, их поведение выглядит немного неестественно для окружающих. И не только из-за излишне нарядной одежды, но и за счет несоответствия между уверенным внешним видом и нервным поведением. В такие моменты проявляется обычно скрываемый глубоко внутри настоящий характер.
Надо заметить, что если многие люди ведут себя одинаково в подобных ситуациях, то и персонажей на картине можно считать собирательными образами людей, готовящимся к свадьбе.
А еще обратите внимание на то, как невероятным образом все окружающие люди хотят принять активное участие в этом радостном событии - продавцы, конечно, стремятся заработать; родители, вероятно, пытаются сэкономить на приданом; а простые прохожие люди с интересом наблюдают за происходящим вокруг, увлекаемые настроением праздника, хотят новых впечатлений ...
А вот невесте на картине явно не по себе - она выглядит смущенной, и это понятно - ведь всё внимание окружающих приковано только к ней одной. Её на что-то уговаривают и просят отреагировать, принять решение... хотя, вероятно, её личные желания в принятии решений играют не существенную роль. Напоминает кукольный театр, когда кукол одевают для представления.
Вы заметили, какие приятные, нежного цвета ткани расположились в витрине салона-магазина? На них будто бы дует лёгкий ветерок, и низы отрезов колышутся, приподнимаются вверх, вероятно, из-за сквозняка. Предполагаю, что правее есть еще одна входная дверь или где-то в магазине открыто окно.
Немного странно, что продавец проводит манипуляции на улице, а не в магазине - использует момент для рекламы своего товара, ведь бесплатная манекенщица не возражает. Продавцу важно показать товар еще и прохожим, он даже не обращает внимания на прохладу. А на улице не жарко, судя по одежде на других персонажах. И так как не видно сухих опавших листьев, то, вероятно, на улице весна. А весеннее солнце обманчиво.
Рассуждаю дальше.
Заметьте, кто делает выбор наряда. Решает, очевидно, пожилая женщина напротив невесты - наверное, это мать. А отец даже закурил, чтобы изображать занятость и не участвовать в решении.
Мужчина на стульчике напоминает богатого буржуа. Возможно, ему специально вынесли стульчик из магазина. Допускаю, что это хозяин этого магазина или даже отец жениха, или даже сам жених в неравном браке. И он наблюдает со стороны, а заодно, возможно, и будет оплачивать покупки. На его лице удовольствие. Едва ли он не прищелкивает языком.
А родственники невесты не особенно богато выглядят, мягко говоря. В случае неравного брака понятно нерадостное, кукольное поведение невесты...
Богатый жених сопровождает невесту в магазины для подготовки к свадьбе в обществе отца и матери невесты.
Некоторые покупки делаются без проблем и немолодой жених слегка устает.
В один из магазинов жених не заходит, а остается снаружи. Богатому господину выносят стул. Он садится. Ему этот магазин и так хорошо знаком.
Невеста с родителями заходят в богатый магазин. Всем распоряжается мать невесты и она делает вывод, что магазин слишком дорогой. Мама уже заботливо бережет будущие капиталы дочери.
В магазине происходит жаркое уговаривание, и мать невесты даже расстегивает пальто.
Продавец не отступает и даже выходит с товаром вслед за уходящими покупателями.
Он продолжает уговаривать, ведь продавец прекрасно догадывается, кто будет платить.
Сидящий на стульчике жених посмеивается, наблюдая за процессом уговаривания и гордится собой, понимая, ради кого разыгрывается представление.
Мать невесты видит, что жених не собирается уходить и благосклонно относится к предлагаемому товару, начинает придирчиво разглядывать товар. Спорить с богатым женихом ей не приходит в голову.
В дверях магазина стоит другой продавец, готовый вынести еще товара.
Мать невесты отчасти вспоминает свою юность и свою свадьбу.
Невеста страшно сконфужена - ей неловко за родителей, за свой неравный брак, за уличное представление со своим главным участием.
Судя по тому, что других проходящих мимо людей не видно, они стоят полукругом за кадром и наблюдают...
----------------------
Но перенесемся из атмосферы наблюдаемого "как бы праздника" в атмосферу всеобщего человеческого "недоумения и растерянности"...
То есть предлагаю посмотреть на еще одну картину художника:
- Слева, чуть сзади от него, стоит мужчина брюнет и как бы разглядывает "чешущего голову", как будто пытается увидеть, прочитать на затылке соседа ответ на произошедшее. И брюнет словно ожидает услышать от седого господина решение, которое хоть как-то поможет.
- Следующий мужчина справа стоит к нам спиной. Рядом с ним на полу валяются головной убор и сверток бумаги, вероятно, уроненные им после потрясения новостью, от навалившегося бессилия. Голова его опущена, он как будто вот-вот потеряет сознание, упадет в обморок. У него вид полностью разоренного.
- Далее женщина справа активно спорит с жандармом, явно указывая своим пальцем на другого сотрудника банка, справа на картине, который собирается улизнуть от толпы. Он что-то укладывает в карман, при этом имеет хитрое и довольное выражение лица. Вероятно, этот сотрудник как раз не потерпел крах, а скорее всего хорошенько подзаработал, обманув своих клиентов, то есть вкладчиков.
- Два других сотрудника банка смотрят на возмущающуюся женщину: один следит с пренебрежением, понимая, что её слова не имеют влияние, ничего не значат, да и вообще ничего не решают в данной, выгодной для них, сотрудников, ситуации; другой банковский служащий по привычке изображает внимание.
- Пара жандармов-полицейских стоит на страже - охраняет от толпы работников банка.
- Левее, за спиной активной женщины стоит мужчина и очень внимательно следит за тем, что говорит и делает она.
Остальные персонажи показаны в основном как растерянная и возмущенная толпа, машущая своими бумагами.
Помещение банка выглядит небогато.
Делая вывод после просмотра картины можно сказать, что очень важно прорабатывать действия каждого персонажа, неважно, в кино или в театре.
Если не можешь продумать персонаж - убери его, не мучай зрителя :)
Надо сказать, что имеется еще одна картина с названием "Крах банка" всё того же автора - Владимира Егоровича Маковского, но написанная им годом ранее, в 1880 году.
Просто посмотрим на неё:
А теперь перейдем к следующей картине Владимира Егоровича:
Я уже обещала рассказать об этой картине ранее, ведь именно из-за нее [да-да, именно "ИЗ-ЗА неё"] художник закончил в 20 лет (1866) МУЖВ только с серебряной медалью и получил звание классного художника 3-й степени, то есть получил гражданский чин самого низшего, четырнадцатого класса.
Ну что же, у него еще всё было впереди.
Если приглядеться, то картина действительно выглядит немного глянцевой, целофаново-гладкой, обтекаемо-блестящей. Люди, мебель, помещение как будто сделаны из фарфора, то есть выглядят не совсем реальными.
Мне также кажется, что на картине заметно, как художник сначала работал над каждым отдельным персонажем в набросках, а затем попытался соединить их вместе на картине, но при этом они, всё же, не до конца соединились между собой.
Нет между ними того реалистичного, жизненного взаимодействия - а значит нет той необходимой сюжетной гармонии, каждый из персонажей как будто "вырван" из контекста другой истории [вы лучше поймете, что я имею ввиду, когда мы будем рассматривать следующую картину].
Отмечу и плюсы. Позы персонажей просты, но даже здесь художнику удается показать характер каждого персонажа, хотя и не ярко.
Центр внимания - это дама в сиреневом платье. Она напротив чтеца, и он читает для нее.
Позади этой дамы ее кавалер. Ему скучно подобное занятие. А взгляд его выражает определенную степень ревности и пренебрежения к следующему персонажу -
справа от чтеца стоит тайный пожилой воздыхатель дамы в сиреневом.
Руки на груди скрестил критик чтеца. Творческий конкурент.
Рядом с чтецом, спиной к нам, сидит его поклонница.
Всем скучно, но все делают вид, что слушают.
Однако одному слушателю интересно, и он расчувствовался до слез. Сидит с платком. Возможно, это отец чтеца.
Дама в сиреневом смотрит только на мимику чтеца и не слушает текст.
Чтец влюблен в свое творчество.
----------------------
А теперь посмотрим еще одну картину, сделанную художником спустя четыре года:
Эта картина, как и предыдущая, детально прорисована, но она уже не "фарфоровая", потому что здесь нет таких плавных светотеневых переходов - тень и свет по цвету более контрастные, а также теней на этой картине побольше.
Также на полотне более яркие, живые персонажи, и они активно взаимодействуют - согласитесь, ведь нет ощущения, что их взяли с разных картин и соединили на одном полотне [что замечается на предыдущей картине].
По сюжету компания ребят расположилась на заднем дворе деревенской избы. Дети одеты в плотные рубахи и кепки - скорее всего, это весенний день, по утрам и вечерам еще холодно. Но некоторые из ребят сидят прямо на земле, они ходят босиком - это говорит о прогретой земле, а вокруг уже подросшая ярко-зеленая трава.
Деревенские дети играют в "бабки", а задача игры - сбить расставленные особым образом коровьи косточки.
На предыдущем полотне прорисованные художником детали мешали общему восприятию сюжета, превращали картину в простую журнальную иллюстрацию.
Здесь же детали пошли не во вред, а подчинились общей композиции, делая картину реалистичной, живой, более бытовой, жанровой, подняли её ценность в мелочах до уровня документальной фотографии.
И это была первая картина Владимира Егоровича, которую приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей коллекции.
Сейчас стоит оправдать художника и рассказать, что через три года после того, как он получил большую серебряную медаль и в придачу гражданский чин самого низшего, четырнадцатого класса, уже в 23 года (1869) молодой художник получил большую золотую медаль Императорской Академии Художеств и плюс звание классного художника первой степени за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей».
И после этого он получил право на пенсионерскую поездку [то есть бесплатную поездку, получая содержание, пенсион] по Европе и гражданский чин девятого класса.
У художника было две картины с названием "Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей" 1869 и 1879 годов.
За картину 1869 года Владимир Егорович получил золотую медаль. Посмотрим это полотно художника:
Какие волшебные, завораживающие оранжево-зеленые цвета...
На картине прекрасно передано ощущение ночи - зритель видит сначала только силуэты людей, но если приглядеться, то можно хорошенько разглядеть и всё остальное. Туман стелется.
Подобным образом обычно и видишь предметы ночью.
Есть и такая фотография той же самой картины, поярче:
Теперь посмотрим вторую картину художника про мальчиков в ночном от 1879 года - она имеет еще одно, второе название - "Ночное" [хотя по освещению картина больше похожа на что-то "вечернее" :) ].
На этой картине такое же очень приятное, но вечернее, теплое освещение.
Фигуры детей изображены явно с желтовато-оранжевым оттенком - благодаря этому можно почувствовать, что солнце ушло, и прямых солнечных лучей еще нет, но рассеянный свет еще прекрасно освещает романтическим светом окружающее пространство мира. Туман над полем...
В остальном можно сказать, что эти две картины имеют такие же достоинства, как и рассмотренная картина "Игра в бабки" - персонажи взаимодействуют, обстановка прорисована и поэтому её можно с удовольствием долго рассматривать.
На этом приятный разбор замечательных картин передвижника Владимира Егоровича Маковского заканчиваю.
Позже, уже после написания статьи, появилась догадка о рассмотренной картине художника "Литературное чтение" (1866):
- девушкой в сиреневом платье, предположительно, является
Варвара Александровна Лопухина (1815-1851, 36 лет).
В неё был влюблен с 14 лет, и до конца жизни, Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841, 26 лет).
Хотя чувства их и были взаимными, но союз не состоялся.
- А кавалер за спиной девушки, соответственно, сам Михаил Юрьевич:
С настоящим уважением, Вика Мирошкина. :)
Чувствую, что хотите узнать кое-что интересненькое еще об одном русском художнике - передвижнике Владимире Егоровиче Маковском.
Ну, тогда - следуйте, как говорится, за мной...
Владимир Егорович Маковский |
Владимир Егорович Маковский (1846-1920, 74 года) родился в Москве, квартира Маковских находилась на набережной Москвы-реки, с видом на Кремль. Красота Кремля и сейчас видна со всех сторон.
Отец художника - родоначальник династии живописцев и русский видный деятель искусств Егор Иванович Маковский. Как видим, хороший старт у ребенка имелся.
К тому же Егор Иванович стал одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВ) [выпускники которого фактически имели тот же статус, что и выпускники Петербургской Академии художеств].
[в МУЖВ также учился и другой передвижник - Алексей Кондратьевич Саврасов, о котором вы можете прочитать в другой статье тут]
Атмосфера искусства, которая с раннего детства окружала мальчика, не могла не сказаться на формировании его интересов. А мог бы отупиться, если бы ходил с закрытыми глазами и ушами рядом с великолепными работами художников и рядом с творческими людьми.
Надо сказать, что дом Маковских часто посещали известнейшие мастера, заводившие самые приватные разговоры и споры об искусстве, о том, что даже не каждому студенту художественного заведения можно услышать. И хотя не всех из них удалось застать в живых самому юному художнику Владимиру, про эти разговоры мог поведать ему отец.
Вот какие люди посещали дом Маковских:
- русский композитор Михаил Иванович Глинка,
- классик русской литературы Николай Васильевич Гоголь,
- русский актёр, один из основоположников русской актёрской школы Михаил Семёнович Щепкин,
- русский художник представитель академизма Карл Павлович Брюллов...
... и другие интересные люди.
Странным образом талантливые люди почти обязательно знакомы друг с другом :)
Также посещал семью Маковских русский живописец, мастер портретов Василий Андреевич Тропинин, у которого и обучался юный Владимир Егорович - под его руководством в 15-ть лет художник пишет картину «Мальчик, продающий квас»:
В.Е.Маковский (ему 15 лет всего). Мальчик, продающий квас. 1861 Сразу видно, кто педагог :) |
Мальчик на этом полотне В.Е.Маковского [в отличии от людей на портретах его педагога В.А.Тропинина] выглядит не картинно-приукрашенным, а естественным. Таким, какой он на самом деле в реальной жизни [на картине мальчик без прикрас реалистично-бедно одет, не причесан, не умыт].
Таким образом мы видим, как уже в 15 лет у Владимира Егоровича проявляется характерное для него реалистично-натуральное изображение различных социальных слоёв.
Вообще будущий художник довольно рано начал рисовать, а еще дополнительно учился играть на гитаре и скрипке [то есть ребенок развивался разносторонне].
А еще от своей матери, Любови Корнилиевны (урождённой Моленгауэр), мальчик унаследовал красивый голос.
В доме устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера.
Старший брат Владимира - Константин Егорович Маковский (1839-1915, 76 лет) |
Всего в семье было пятеро детей (трое сыновей-художников и две дочери - старшая художница и младшая - певица) [заметно, что родители и родственники активно занимались образованием своих детей].
Старший на семь лет брат Владимира - Константин Егорович Маковский (1839-1915, 76 лет), тоже был художником-передвижником (о нём статья будет позже).
С 1861 по 1866 Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВ), одним из основателей которого был его отец, о чем говорилось выше.
Его педагогами в училище были продолжатели Венециановской школы, которые работали преимущественно в «крестьянском» жанре.
Училище Владимир закончил с серебряной медалью и получил таким образом звание классного художника 3-й степени за работу «Литературное чтение» (об этом более подробно будет идти речь ниже).
В 26-ть лет (1872) художник стал членом Товарищества передвижных художественных выставок (дата основания ТПХВ - 1870 год).
С самого начала он был одним из наиболее деятельных членов группы, участвовал почти во всех выставках. Не удивительно для такого возраста. Уже через два года, когда художнику было 28-мь лет (1874), его уже избрали членом правления Товарищества.
А с 36-ти до 48-ми лет (1882-1894) В.Е.Маковский уже сам преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВ). В это период, в 46-ть лет (1892), он уже получил звание профессора.
С 48 до 72 лет (1894-1918) художник преподавал в Петербургской Академии художеств, куда он был приглашен на должность руководителя жанровой мастерской [в жанровой живописи изображаются сцены повседневной жизни народа и окружающая их действительность].
В период работы в Академии:
- В 49 лет (1895) Владимир Егорович был назначен ректором Академии.
- С 59 лет (1905) стал действительным статским советником - то есть теперь он имел право на потомственное дворянство.
...
Еще многое можно сказать о биографии этого замечательного художника, но пора бы нам уже посмотреть и на его картины. Как вы считаете?
Не забываем, что нас интересует взгляд на картины со стороны полезности их
для кино-производства или кино-обучения.
И вот перед нами появляется первая интересная картина Владимира Егоровича:
В.Е.Маковский. Выбор приданого. 1897-1898 |
Какие же на ней любопытные образы! Как говорят режиссеры театра: "Здесь нет ни одного "проходного" персонажа".
А это значит, что на каждого из них зрителю будет интересно смотреть, и никто из "актеров" при этом не лезет на первый план и не борется за внимание зрителя.
В общем можно сказать, что картина эта очень похожа на фотографию с театрального спектакля.
Но это совершенно не означает, что на картине персонажи ведут себя неестественно, утрированно, как это свойственно для художественного языка театра.
Персонажи сценки, на мой взгляд, выглядят театральными благодаря тому, что находятся в "приподнятом" настроении - так бывает всегда, когда люди готовятся к свадьбе в реальной жизни [находятся в возбужденном состоянии, нервничают]. И ведут себя совсем не так, как обычно, выявляют свой настоящий характер.
Интересно, что когда люди хотят вести себя особенно торжественно, их поведение выглядит немного неестественно для окружающих. И не только из-за излишне нарядной одежды, но и за счет несоответствия между уверенным внешним видом и нервным поведением. В такие моменты проявляется обычно скрываемый глубоко внутри настоящий характер.
Надо заметить, что если многие люди ведут себя одинаково в подобных ситуациях, то и персонажей на картине можно считать собирательными образами людей, готовящимся к свадьбе.
А еще обратите внимание на то, как невероятным образом все окружающие люди хотят принять активное участие в этом радостном событии - продавцы, конечно, стремятся заработать; родители, вероятно, пытаются сэкономить на приданом; а простые прохожие люди с интересом наблюдают за происходящим вокруг, увлекаемые настроением праздника, хотят новых впечатлений ...
А вот невесте на картине явно не по себе - она выглядит смущенной, и это понятно - ведь всё внимание окружающих приковано только к ней одной. Её на что-то уговаривают и просят отреагировать, принять решение... хотя, вероятно, её личные желания в принятии решений играют не существенную роль. Напоминает кукольный театр, когда кукол одевают для представления.
Вы заметили, какие приятные, нежного цвета ткани расположились в витрине салона-магазина? На них будто бы дует лёгкий ветерок, и низы отрезов колышутся, приподнимаются вверх, вероятно, из-за сквозняка. Предполагаю, что правее есть еще одна входная дверь или где-то в магазине открыто окно.
Немного странно, что продавец проводит манипуляции на улице, а не в магазине - использует момент для рекламы своего товара, ведь бесплатная манекенщица не возражает. Продавцу важно показать товар еще и прохожим, он даже не обращает внимания на прохладу. А на улице не жарко, судя по одежде на других персонажах. И так как не видно сухих опавших листьев, то, вероятно, на улице весна. А весеннее солнце обманчиво.
Рассуждаю дальше.
Заметьте, кто делает выбор наряда. Решает, очевидно, пожилая женщина напротив невесты - наверное, это мать. А отец даже закурил, чтобы изображать занятость и не участвовать в решении.
Мужчина на стульчике напоминает богатого буржуа. Возможно, ему специально вынесли стульчик из магазина. Допускаю, что это хозяин этого магазина или даже отец жениха, или даже сам жених в неравном браке. И он наблюдает со стороны, а заодно, возможно, и будет оплачивать покупки. На его лице удовольствие. Едва ли он не прищелкивает языком.
А родственники невесты не особенно богато выглядят, мягко говоря. В случае неравного брака понятно нерадостное, кукольное поведение невесты...
Если написать небольшой сценарий этого кадра, то у меня получается так:
Богатый жених сопровождает невесту в магазины для подготовки к свадьбе в обществе отца и матери невесты.
Некоторые покупки делаются без проблем и немолодой жених слегка устает.
В один из магазинов жених не заходит, а остается снаружи. Богатому господину выносят стул. Он садится. Ему этот магазин и так хорошо знаком.
Невеста с родителями заходят в богатый магазин. Всем распоряжается мать невесты и она делает вывод, что магазин слишком дорогой. Мама уже заботливо бережет будущие капиталы дочери.
В магазине происходит жаркое уговаривание, и мать невесты даже расстегивает пальто.
Продавец не отступает и даже выходит с товаром вслед за уходящими покупателями.
Он продолжает уговаривать, ведь продавец прекрасно догадывается, кто будет платить.
Сидящий на стульчике жених посмеивается, наблюдая за процессом уговаривания и гордится собой, понимая, ради кого разыгрывается представление.
Мать невесты видит, что жених не собирается уходить и благосклонно относится к предлагаемому товару, начинает придирчиво разглядывать товар. Спорить с богатым женихом ей не приходит в голову.
В дверях магазина стоит другой продавец, готовый вынести еще товара.
Мать невесты отчасти вспоминает свою юность и свою свадьбу.
Невеста страшно сконфужена - ей неловко за родителей, за свой неравный брак, за уличное представление со своим главным участием.
Судя по тому, что других проходящих мимо людей не видно, они стоят полукругом за кадром и наблюдают...
----------------------
Но перенесемся из атмосферы наблюдаемого "как бы праздника" в атмосферу всеобщего человеческого "недоумения и растерянности"...
То есть предлагаю посмотреть на еще одну картину художника:
В.Е.Маковский. Крах банка. 1881 |
"ОтдЪленiе по вкладамъ" - гласит надпись около настенных часов вверху полотна. Прибавляем сюда название картины и узнаем, что произошел
крах ссудного банка [в Москве].
И вкладчики прибежали в отделение в надежде
вернуть хотя бы часть денег, вложенных в банк под проценты [знакомая и для современности картина].
На этом полотне каждый персонаж имеет собственные, личные эмоции, поэтому выражает своим поведением что-то особенное.
Предлагаю рассмотреть всех персонажей. Будем двигаться слева направо:
- Бабушке слева стало плохо, она села на стул, и у нее упала на пол и раскрылась сумка. Другая женщина, вероятно, тоже пострадавшая, старается оказать старушке помощь. Третья женщина справа в этот момент изучающе-внимательно смотрит на них.
- Мужчина, стоящий около окна в глубине картины, спокойно наблюдает со
стороны за происходящим. Он явно смирился с произошедшим и не уходит
только для того, чтобы увидеть крах до конца. А в это время обдумывает
произошедшее.
- На переднем плане женщина хватает за руку, вероятно, такого же как и она вкладчика, как бы спрашивая его:
- - Ну, а вы что же будете делать теперь?
- - А что можно сделать? Да непонятно ничего-с... - отвечает ей коллега по страданиям.
- Слева, чуть сзади от него, стоит мужчина брюнет и как бы разглядывает "чешущего голову", как будто пытается увидеть, прочитать на затылке соседа ответ на произошедшее. И брюнет словно ожидает услышать от седого господина решение, которое хоть как-то поможет.
- Следующий мужчина справа стоит к нам спиной. Рядом с ним на полу валяются головной убор и сверток бумаги, вероятно, уроненные им после потрясения новостью, от навалившегося бессилия. Голова его опущена, он как будто вот-вот потеряет сознание, упадет в обморок. У него вид полностью разоренного.
- Далее женщина справа активно спорит с жандармом, явно указывая своим пальцем на другого сотрудника банка, справа на картине, который собирается улизнуть от толпы. Он что-то укладывает в карман, при этом имеет хитрое и довольное выражение лица. Вероятно, этот сотрудник как раз не потерпел крах, а скорее всего хорошенько подзаработал, обманув своих клиентов, то есть вкладчиков.
- Два других сотрудника банка смотрят на возмущающуюся женщину: один следит с пренебрежением, понимая, что её слова не имеют влияние, ничего не значат, да и вообще ничего не решают в данной, выгодной для них, сотрудников, ситуации; другой банковский служащий по привычке изображает внимание.
- Пара жандармов-полицейских стоит на страже - охраняет от толпы работников банка.
- Левее, за спиной активной женщины стоит мужчина и очень внимательно следит за тем, что говорит и делает она.
Остальные персонажи показаны в основном как растерянная и возмущенная толпа, машущая своими бумагами.
Помещение банка выглядит небогато.
Делая вывод после просмотра картины можно сказать, что очень важно прорабатывать действия каждого персонажа, неважно, в кино или в театре.
Если не можешь продумать персонаж - убери его, не мучай зрителя :)
Надо сказать, что имеется еще одна картина с названием "Крах банка" всё того же автора - Владимира Егоровича Маковского, но написанная им годом ранее, в 1880 году.
Просто посмотрим на неё:
В.Е.Маковский. Крах банка. 1880 |
А теперь перейдем к следующей картине Владимира Егоровича:
В.Е.Маковский. Литературное чтение. 1866 |
Я уже обещала рассказать об этой картине ранее, ведь именно из-за нее [да-да, именно "ИЗ-ЗА неё"] художник закончил в 20 лет (1866) МУЖВ только с серебряной медалью и получил звание классного художника 3-й степени, то есть получил гражданский чин самого низшего, четырнадцатого класса.
Ну что же, у него еще всё было впереди.
Большая серебряная медаль Московского училища живописи, ваяния и зодчества |
Если приглядеться, то картина действительно выглядит немного глянцевой, целофаново-гладкой, обтекаемо-блестящей. Люди, мебель, помещение как будто сделаны из фарфора, то есть выглядят не совсем реальными.
Мне также кажется, что на картине заметно, как художник сначала работал над каждым отдельным персонажем в набросках, а затем попытался соединить их вместе на картине, но при этом они, всё же, не до конца соединились между собой.
Нет между ними того реалистичного, жизненного взаимодействия - а значит нет той необходимой сюжетной гармонии, каждый из персонажей как будто "вырван" из контекста другой истории [вы лучше поймете, что я имею ввиду, когда мы будем рассматривать следующую картину].
Отмечу и плюсы. Позы персонажей просты, но даже здесь художнику удается показать характер каждого персонажа, хотя и не ярко.
Детали на картине художник проработал хорошо, но пока что на его полотне мало жизни.
Сюжет сцены предполагаю такой:
Центр внимания - это дама в сиреневом платье. Она напротив чтеца, и он читает для нее.
Позади этой дамы ее кавалер. Ему скучно подобное занятие. А взгляд его выражает определенную степень ревности и пренебрежения к следующему персонажу -
справа от чтеца стоит тайный пожилой воздыхатель дамы в сиреневом.
Руки на груди скрестил критик чтеца. Творческий конкурент.
Рядом с чтецом, спиной к нам, сидит его поклонница.
Всем скучно, но все делают вид, что слушают.
Однако одному слушателю интересно, и он расчувствовался до слез. Сидит с платком. Возможно, это отец чтеца.
Дама в сиреневом смотрит только на мимику чтеца и не слушает текст.
Чтец влюблен в свое творчество.
----------------------
А теперь посмотрим еще одну картину, сделанную художником спустя четыре года:
В.Е.Маковский. Игра в бабки. 1870 |
Эта картина, как и предыдущая, детально прорисована, но она уже не "фарфоровая", потому что здесь нет таких плавных светотеневых переходов - тень и свет по цвету более контрастные, а также теней на этой картине побольше.
Также на полотне более яркие, живые персонажи, и они активно взаимодействуют - согласитесь, ведь нет ощущения, что их взяли с разных картин и соединили на одном полотне [что замечается на предыдущей картине].
По сюжету компания ребят расположилась на заднем дворе деревенской избы. Дети одеты в плотные рубахи и кепки - скорее всего, это весенний день, по утрам и вечерам еще холодно. Но некоторые из ребят сидят прямо на земле, они ходят босиком - это говорит о прогретой земле, а вокруг уже подросшая ярко-зеленая трава.
Деревенские дети играют в "бабки", а задача игры - сбить расставленные особым образом коровьи косточки.
Мальчик,
стоящий посередине, прищуривается, чтобы совершить удар по
установленным "бабкам". Представьте, что вы "вживую" наблюдаете эту
ситуацию...
Хотели бы вы досмотреть игру и узнать, выиграет ли мальчик? Я бы хотела :)
На предыдущем полотне прорисованные художником детали мешали общему восприятию сюжета, превращали картину в простую журнальную иллюстрацию.
Здесь же детали пошли не во вред, а подчинились общей композиции, делая картину реалистичной, живой, более бытовой, жанровой, подняли её ценность в мелочах до уровня документальной фотографии.
И это была первая картина Владимира Егоровича, которую приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей коллекции.
Сейчас стоит оправдать художника и рассказать, что через три года после того, как он получил большую серебряную медаль и в придачу гражданский чин самого низшего, четырнадцатого класса, уже в 23 года (1869) молодой художник получил большую золотую медаль Императорской Академии Художеств и плюс звание классного художника первой степени за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей».
И после этого он получил право на пенсионерскую поездку [то есть бесплатную поездку, получая содержание, пенсион] по Европе и гражданский чин девятого класса.
Gold Medal of the Imperial Academy of Arts Золотая медаль Императорской Академии художеств |
У художника было две картины с названием "Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей" 1869 и 1879 годов.
За картину 1869 года Владимир Егорович получил золотую медаль. Посмотрим это полотно художника:
В.Е.Маковский. Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей. 1869 |
Какие волшебные, завораживающие оранжево-зеленые цвета...
На картине прекрасно передано ощущение ночи - зритель видит сначала только силуэты людей, но если приглядеться, то можно хорошенько разглядеть и всё остальное. Туман стелется.
Подобным образом обычно и видишь предметы ночью.
Есть и такая фотография той же самой картины, поярче:
В.Е.Маковский. Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей. 1869 |
Теперь посмотрим вторую картину художника про мальчиков в ночном от 1879 года - она имеет еще одно, второе название - "Ночное" [хотя по освещению картина больше похожа на что-то "вечернее" :) ].
Смотрим:
В.Е.Маковский. Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей (Ночное). 1879 |
На этой картине такое же очень приятное, но вечернее, теплое освещение.
Фигуры детей изображены явно с желтовато-оранжевым оттенком - благодаря этому можно почувствовать, что солнце ушло, и прямых солнечных лучей еще нет, но рассеянный свет еще прекрасно освещает романтическим светом окружающее пространство мира. Туман над полем...
В остальном можно сказать, что эти две картины имеют такие же достоинства, как и рассмотренная картина "Игра в бабки" - персонажи взаимодействуют, обстановка прорисована и поэтому её можно с удовольствием долго рассматривать.
Смакуем только хорошее и очень хорошее :) |
На этом приятный разбор замечательных картин передвижника Владимира Егоровича Маковского заканчиваю.
P.S.:
Позже, уже после написания статьи, появилась догадка о рассмотренной картине художника "Литературное чтение" (1866):
- девушкой в сиреневом платье, предположительно, является
Варвара Александровна Лопухина (1815-1851, 36 лет).
В неё был влюблен с 14 лет, и до конца жизни, Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841, 26 лет).
Хотя чувства их и были взаимными, но союз не состоялся.
- А кавалер за спиной девушки, соответственно, сам Михаил Юрьевич:
С настоящим уважением, Вика Мирошкина. :)
ДЛЯ РАДОСТИ
"Трудолюбивый талант скоро растет,
ленивый - не лезет, не ползет"
Пословица
Статью об ученике В.Е.Маковского можно прочитать здесь - А.Е.Архипов:
А познакомится с передвижниками можно здесь:
Комментариев нет:
Отправить комментарий