вторник, 26 января 2016 г.

Валентин Александрович Серов и нестандартное


От просмотра красивых, но бессмысленных картинок у меня наступает ощущение скуки или даже тоски.


Но порой становится скучно даже от самой броской картины. 

А почему? 


Здесь отвлекусь и для ясности скажу несколько слов о создании кино.

Возможно вы слышали о том, что на одном из этапов кинопроизводства создается "раскадровка фильма". 


Раскадровка - это последовательность рисунков. Её обычно выполняет режиссер вручную. Получается простой комикс (рассказ в картинках) или даже мультфильм. 
Затем режиссер показывает раскадровку команде, как набросок будущего кино.


Теперь возвращаюсь к картинам.

Картина содержит зримый сюжет и кино содержит зримый сюжет. Но режиссер может показать много "картинок" в фильме (посмотрите хотя бы раскадровку), а художник ограничен размером полотна только одной картины (иногда бывает триптих).  

Но сходство в том, что и художник, и режиссер визуализируют свои идеи.
Кстати, режиссеры называют свои фильмы кинокартинами. Совпадение?



Совпадение это или не совпадение, но я вас приглашаю посмотреть "фильмы" художников.

Но с какой бы картины начать?

Я для себя определила, что для начала картины должны быть:

1. В Третьяковской галерее или в Пушкинском музее изобразительных искусств;

2. Художников 19-20 веков.


А начну я с ТПХВ (Товарищество Передвижных Художественных Выставок), так как залы с их работами в количественном отношении господствуют в Третьяковской галерее.


Товарищество Передвижных Художественных Выставок (ТПХВ) - это новое, независящее от Академии художеств объединение русских художников. Оно перевернуло академическое представление о живописи
Официально объединение имеет название ТПХВ с 1870 года. 

Почему выставки назывались передвижными
Художники передвигались со своими картинами по стране, показывая их в местах большого скопления людей - на ярмарках в разных городах. 
А первое название ТПХВ было со словом "подвижные", а не "передвижные" выставки.

ТПХВ перевернуло академическое представление о живописи?
Художники отказались от выполнения больших по размеру исторических картин, требовавших знаний в области мифологии и библейской истории. Они искали сюжеты и персонажей в окружающей жизни, то есть за пределами мастерской. 

Передвижники старались сделать язык и сюжет своих произведений доступными каждому - объединяли искусство со зрителем



Художники ТПХВ считали, что творчество не должно быть оторвано от окружающей среды так, как это было в концепции "искусства ради искусства". 

То есть искусство желательно связывать с реальной жизнью людей.











 
Теперь рассмотрим одну из картин Передвижника Валентина Александровича Серова:


В.А. Серов . Автопортрет. 1880 год

Сейчас его выставка проходит в Третьяковской галерее, которая находится на Крымском валу в Москве. Она приурочена к 150-летию В.А. Серова и работает уже три месяца. Количество её посетителей увеличивается с каждым днем. Выставку даже решено продлить на неделю.
Для тех, кто стоит в очереди, была развернута полевая кухня МЧС.
По словам директора музея, выставка стала самой посещаемой в истории России и СССР.
 




Первое произведение, которое считается одним из наиболее значимых - это портрет Людмилы Анатольевны Мамонтовой (1884):


В.А. Серов . Портрет Л.А. Мамонтовой. 1884 год


Людмила - дочь издателя, владельца типографии и книжного магазина в Москве. До замужества была профессиональной певицей, впоследствии - детской писательницей, журналисткой, предпринимательницей, владелицей магазина «Детское воспитание»...
На этом моменте её биографии я пока остановлюсь.

***

Попробуем немного поиграть. 

Я осмелюсь предположить, что Людмила и для вас на картине выглядит, как живая. Поэтому попробуем представить, что картина - это один кадр из фильма с участием живого человека

Теперь весело отвечаем на вопросы-задания, фантазируя, но не отрываясь от реальности:

1. О чём может сейчас думать Людмила?  Какую о ней информацию, как зрителю, нам сообщает её выражение лица и поза тела?
2. Почему у нее такая прическа и платье? Почему платье красного цвета? Почему она сидит на стуле, а позади - серая стена? 
3. На основе уже полученных ответов, охарактеризуйте её, как человека.



Вот мой вариант ответа:
1. Так как Людмила была профессиональной певицей, для нее было привычным занятием выступление перед людьми, поэтому позирование перед художником у нее не вызывало особых трудностей. Предположу, что мысли у нее в этом случае должны быть достаточно спокойными, то есть идти в привычном для нее русле. Как итог - на фотографии у неё сдержанная, спокойная улыбка. Но несмотря на внешнее спокойствие, она явно воспринимает позирование, как выступление перед публикой.
2. Прическа и фасон платья воплощают естественный стиль Людмилы. Создается первое впечатление о ней, как о воспитанном человеке. 
На картине она изображена на фоне серой стены, сидя на обычном стуле - это воплощает её в моих глазах, как зрителя, девушкой скромной. Но красное платье позволяет ей всё-таки привлекать к себе внимание, вызывать интерес. Белый воротник говорит о том, что она аккуратна.
3. Вся обстановка на картине, выражение лица Людмилы и её внешний вид создали у меня впечатление, что она спокойна, воспитана, сдержана, аккуратна, скромна, но при этом привлекает к себе внимание.












В форме такой необычной игры мы только слегка пригляделись к портрету, который обычно не особого притягивает внимание зрителей.

Если в обучении есть игра, то информация усваивается легко и весело.

Позже я рассмотрю другие, не менее известные картины Передвижника Валентина Александровича Серова, и мы вместе поищем спрятанного художником "фазана", ведь "каждый охотник желает знать, где сидит фазан".

На этом пока закончу.

Благодарю за внимание. С уважением, Вика Мирошкина. 

Еще одну статью о В.А.Серове можно прочитать здесь: http://buketredisa.blogspot.ru/2016/02/blog-post_13.html

P.S. - использовала в статье свои фотографии, дополняя их фотографиями из интернета. Надеюсь, что не нарушила чьих-то прав. Если что-то не так, пожалуйста подскажите. 

Этот блог, как продолжение моего сайта -
http://www.vika-live.com/about.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий