пятница, 25 ноября 2016 г.

Переписка с оператором


«Срочно нужно написать всё это одному из моих знакомых операторов!»




«А действительно ли режиссер и оператор художники?» - с этой суггестивностью я проснулась утром.

И сознание крепко вцепилось в этот вопрос.

Не вставая с постели, я сразу начала его обдумывать.

«Неужели они просто художники? Просто художники», - не унималась я, - «Так просто? Только ли это? И всё?»

А в голове уже начали активно формулироваться мысли, идеи…

Наконец, остановившись, я решила:

«Срочно! Срочно нужно написать всё это одному из моих знакомых операторов!»

Так я и поступила.

Встав с постели, оформив мысли в сообщение, я отправила их адресату (не будем раскрывать личность моего тайного собеседника :) ).

В итоге у нас завязался с оператором творческий диспут (кто бы сомневался).

И диалог оказался настолько интересным, что даже появилось желание оформить мысли в статью.

Но уже в процессе написания статьи мне стало понятно, что другому человеку будет намного интереснее и любопытнее прочитать наш ышащий жизнью", неисправленный диалог.

Так что решила оставить всё, как есть. :)) Публикую без исправлений.


ДИАЛОГ с оператором:

 




Вика Мирошкина:




- Привет.

- Сегодня проснулась с мыслью: А действительно ли режиссер и оператор художники? Только ли это?
- И у меня сформулировалась мысль (в интересном ракурсе). Думаю, тебе бы тоже было интересно:

- Сначала о режиссере:
- Режиссер - это же, как Макаренко.
- Я только вчера досмотрела про него художественный фильм "Педагогическая поэма", экранизация его одноименной книги.


- Макаренко - советский педагог и писатель. Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в ХХ веке.

- То есть режиссер, как и Макаренко, придумывает собственные методики, схемы, системы (вспомним Станиславского, Чехова, Мейерхольда, Товстоногова, Кулешова...). Он словно педагог.

- Получается, что режиссер, это как бы уже не просто творческая (художественная), но и исследовательская деятельность.

- А чтобы что-то исследовать, нужно быть технарем, учёным, изобретателем. Как Леонардо Да Винчи [он меня в детстве очень вдохновлял:) Родители купили очень большую и толстую книжку, плюс, я видела документальный фильм о нём по телевизору].
 


- Теперь об операторе:

- Оператор - это тоже не просто художник.
- Понятно что, само собой, оператор технарь.
- Но операторы-столпы в истории искусства - это те, которые не просто сделали гениальные фотографии и фильмы (как художники), т.е. умели технически это сделать, но и которые делали научные открытия.


- То есть оператор, он тоже изобретатель (как и режиссер) - придумывает собственные методики, схемы, системы, технологии.

- Но он, в отличие от режиссера, уже занимается не педагогической деятельностью, а именно изобретательской – изучает и использует процессы физики, химии, изучает психологию воздействия изображения и т.д. (Опять хочется вспомнить Леонардо Да Винчи)) ).


- А "на выходе" у оператора получается гениальное художественное произведение.


- Просто специалистов режиссеров и операторов много.

- Ведь легко и не страшно идти по проторенной дорожке.
- А выйти вперед? Уже страшно. Будут же задавать вопросы, ругать...

- НО самое страшное - это же будут воровать идеи! :)

- Но это только кажется. У творца невозможно своровать ))

- Он же постоянно исследует, и у него обычно копится очень много наработок, которые он не успевает реализовывать, даже переживает: "А хватит ли мне жизни?")))

- Так что даже если что-то и своруют - это очень малая часть того, что у творца лежит в загашнике))))


- Боятся "кражи" только шаблонщики, которые что-то у кого-то сами подглядели. Они хотят "подгляденное" успеть реализовать первыми, пока кто-то другой не подсуетился. Своеобразное подъедание крошек со стола творца))

- А политика тоже позволяет изучать психологию, а это помогает исследовать, изобретать, и в итоге, творить художественное произведение)





 


Ответ оператора: 



- Сейчас оператор уже не изобретатель
- А скорее просто художник
- Придёт то время, и оператор совсем не будет нужен
- В конце 21го века уж точно

- А на счёт изобретательности это факт
- И что творец не боится, что у него, что-то могут украсть
- Это очень интересная мысль


- Сейчас оператор скорее должен уметь оперировать теми средствами, которые ему предоставляет природа и технологии. Отсекать все лишнее, так сказать 
- Инструментов огромное количество




 


 


Вика Мирошкина:



- "Оператор уже не изобретатель"... мне кажется, или слышу в голове, между строк: "А что я могу сделать? Разве изменить что-то возможно?"

- Почему оператор не изобретатель? Разве тебя всё устраивает в современном операторе?

- Эх, обычно человека никогда всё не устраивает, если не обманываться...

- Просто нужно признаться себе искренне, изучаешь ли ты профессию ради привилегий, или ради самой профессии.

- Если ради привилегий, то да, может быть, всё и будет устраивать.
- Будет тогда и ремесло, и деньги, а, может быть, и даже небольшая слава, тогда еще приложатся почет и уважение... Красота, а не жизнь, упакованность полная)))

- А если занимаешься ради профессии?
- Ну тогда надо свою "тыковку" включить и подумать...
- Надо же, блин, что-то делать самому? Без книжки? Без подсказки? Просто взять и начать...
- И тогда может произойти всё, что угодно. Нет гарантий. Но есть любимое и полезное дело.

- А «просто художников» никто не помнит... Зато помнят, например, передвижников))
- Небольшое отступление, для примера:
- Много ли вокруг программистов? Да, очень много, как и людей любой специальности.
- Но почему-то, например, я знаю тех, кто организовал ВКонтакте [Павел Дуров] и кто организовал Фейсбук [Марк Цукерберг и его соседи по комнате, во время обучения в Гарвардском университете]. 

- А где другие интересные социальные сети? Где другие авторы? Что-то я не наблюдаю их в огромных количествах...

- Вероятно, одни люди берут и делают, пока другие боятся. 

- У большинства поведение, словно они стоят за кулисами и учат 101 стихотворение (101 книжку),  боясь выйти на сцену, считая, что не готовы.
- Пока другой выучил одно стихотворение и уже давно выступает. А другой всё ждет... 

- А изучать чужое творчество, читать книжки можно бесконечно.
- Только вот что-то начитанных и насмотренных режиссеров и операторов я вижу, а гениальных не вижу)) [что-то пошло не так? :)] 

- И хорошо, что обычно есть добрые люди, которые начинают поправлять твои ошибки "на ходу", советовать литературу, помогать, прямо уже во время начатого проекта.
- Но для этого нужно начать что-то делать своё. Но, обычно, страшно...

 





На этом пока всё ))

Это, само собой, только фрагмент нашего диалога, который произошел после нашей творческой переписки-дискуссии еще за день до этого. Видимо, в моей голове процесс обдумывания продолжался во сне :)

А утром получился вот такой вот результат.



Благодарю за внимание.

С уважением, Вика Мирошкина.


Этот блог как продолжение моего сайта: http://www.vika-live.com/