Как это работает. Актерские кинопробы. Несостоявшиеся роли советских кинозвезд
Опубликовано: Василич 12|10|2015
Что такое кинопроба? Для чего нужны актерские пробы, как они проходят. Ответить на вопрос не так-то просто. Весьма различны оказались представления кинематографистов о том.
Таким мог стать Буратино. Фото с кинопроб |
Сначала две цитаты Первая — из второго тома «Кинословаря» издания 1970 года: «Проба актерская—съемка актера в эпизоде из сценария, принятого к постановке, с целью выявить в действии, подходят ли внешние и внутренние данные актера к исполнению роли в фильме. Пробы помогают подбору исполнителей для фильма».
А вот другая:
«Унизительной казалась система проб. Я сказал однажды режиссеру прямо, хотя, может быть, и не очень скромно: — Если верите в меня — назначайте на роль, а процедуру «проб» считаю излишней, ненужной трепкой нервов. Режиссер удивился. — Почему? Мы попробуем и других кандидатов. — Тогда я лучше пойду. Тогда он добавил: — Вы завтра будете пробоваться, но даю слово, что пока я вас не увижу на экране, другого актера пробовать не буду. До сих пор таким образом «подбирают» актера на роль в кинофильме». Эта сердитая тирада принадлежит великолепному артисту Льву Наумовичу Свердлину. Она взята из его воспоминаний, изданных в 1969 году. Автор утверждает, что «проба—пренебрежение к актеру как к художнику».
Но может, так было раньше? А что представляют собой пробы сегодня? В поисках ответа на этот вопрос мы обратились к нескольким известным кинематографистам. Вот что они сказали.
ЭДМОНД КЕОСАЯН, режиссер.
Иногда я категорически против проб. Почему? Поясню на примере Когда мы начинали работу над фильмом «Где-то плачет иволга», один из исполнителей главных ролей — Вацлав Дворжецкий — был утвержден без всяких «прикидок». А вот на роль его дочери пробовались три претендентки. И не потому, что я сомневался в их актерских возможностях. Они даже внешне похожи в чем-то друг на друга. Но для меня было главным, как они будут взаимодействовать с Дворжецким. В конце концов выбор пал на Людмилу Нильскую. Иногда вообще обхожусь без проб. Например, когда снимал «Стряпуху». Но у нас был такой ансамбль! Светличная, Сорокин, Чурикова, Юматов, Хитяева, Высоцкий... И все же иногда проба совершенно необходима—если предлагаешь актеру неожиданную для него роль, в этом случае его обязательно надо посмотреть на пленке. На экране он может оказаться совершенно иным, чем на сцене.
ВАЦЛАВ ДВОРЖЕЦКИЙ, актер.
Лично я пробы люблю. Сыграл в кино с полсотни ролей А было еще около сорока проб, после которых меня отклоняли. Не обижался. И еще. в такие моменты рождаются порой замечательные находки, которые пригодятся потом. Иногда смотришь на себя со стороны. «Вот оказывается, что я могу. А ведь раньше и не подозревал!» Такой, пусть даже недолгий контакт с режиссером, обогащает актера, если оба подходят к делу творчески, с позиций искусства, а не личных амбиций.
АЛЬМАНТАС ГРИКЯВИЧУС, режиссер.
АЛЬМАНТАС ГРИКЯВИЧУС, режиссер.
Проба иной раз приводит к самым неожиданным открытиям. Помню, в одной из моих прежних картин на главную роль был приглашен Донатас Банионис. Тут ни о каких пробах и речи не было. Но так случилось, что Банионис сниматься не смог. И тогда я обратил внимание на театрального актера Витаутаса Паукште. у которого не было никакого опыта работы в кино. Решил его попробовать. Отснял — и ахнул, обнаружив совсем новые краски в задуманном образе. Мне думается, в ряде случаев пробы необходимы. Например, для формирования слаженного ансамбля исполнителей. Или при встрече с незнакомыми-актерами. Или при переходе к новому жанру, к новой стилистике. Иногда они необходимы актеру для обретения «формы» к началу съемок. И всегда для того, чтобы наладить полный психологический контакт между режиссером и исполнителем.
ВАДИМ СПИРИДОНОВ, актер.
ВАДИМ СПИРИДОНОВ, актер.
Актерские пробы — все равно, что нулевой цикл у строителей. Идет, так сказать закладка фундамента будущего фильма. Во время настоящей — я подчеркиваю — настоящей, кинопробы приходит драгоценное чувство творческого сотрудничества. Я люблю работать с Герасимовым, Матвеевым, Чухраем. Ни один из этих мастеров режиссуры не даст тебе пробы без репетиций. Они не актеров подбирают на роль. Они на пробах вместе с ними лепят модель будущего образа. И коль уж не получается — мы вместе и видим, что не получается.
НИКИТА МИХАЛКОВ, режиссер и актер.
НИКИТА МИХАЛКОВ, режиссер и актер.
Пробы актерские, или как принято говорить, кинопообы — это прежде всего отношения между режиссером и актером. Прежде всего. Доверие, уважение, ответственность, творческая готовность пойти навстречу друг другу. И как здесь порой все непросто! Вот пример настороженности и сомнений на этом этапе создания фильма. Приступая к «Пяти вечерам», мы представляли в главной Роли Станислава Любшина. Привлекало, что наш герой Ильин — совершеннейший антипод Любшина-человека.
Было интересно попытаться и нам и. как мы узнали впоследствии, самому актеру создать несколько неожиданный образ. Набираю номер Станислава Андреевича. Представляюсь (до этого мы знакомы не были) и высказываю свои соображения. Он не которое время помолчал, потом спрашивает «Когда пробы?» Отвечаю, дескать, проб не будет, и. коль он согласен, завтра же встречаемся на студии, заключим договор и начнем работать. Любшин вдруг взял и повесил трубку. Потом, когда недоразумение выяснилось, он откровенно признался, что принял все за розыгрыш.
Известный, признанный и любимый многими артист не поверил, что его могут снимать без проб. Был просто потрясен — он так потом и сказал—доверием, которое сказали ему как актеру. Как я лично отношусь к кинопробам, то вкладываю в это понятие как режиссер? Думаю, наиболее рентабельно (не побоимся этого термина рассуждая о творчестве при написании сценария) иметь в виду конкретных артистов и кроить роль по их возможностям. Это позволит использовать кинопробы в большей степени для того, чтобы находить эскиз роли. То есть не заставлять исполнителя сразу выдавать конечный результат, что по-моему, просто наивно, а как бы «разминать» его постепенно в этом процессе, который, по сути, является настоящей съемкой. Кстати, кинопроба важна не только для актера. Она крайне необходима и всей съемочной группе. Ибо в этот период оператор имеет возможность искать пластику, язык картины, художник для себя уточняет нужные цвета и всю их гамму. Группа же привыкает к методу работы режиссера.
Так что кинопроба, на мои взгляд — это репетиция съемочного процесса плюс эксперимент. Но лишь в том случае, если режиссер твердо знает, к чему стремится. И еще Режиссер, серьезно относящийся к этому делу, также тратит нервную энергию, напрягает свою мысль расходует запас задуманного и в чем-то сокровенного. Как жаль пускать это все на ветер! А такое, к сожалению, бывает скажем, я внутренне чувствую, знаю, кого буду снимать, настроен на этого человека. Но из актерского отдела присылают людей, коих «необходимо» (зачастую просто для галочки для отчета) просмотреть. И я с ними работаю, заведомо зная: ни одного не утвержу. В практике подобное случается, и не будем закрывать на это глаза.
Заслуживает внимания, как мне думается, и следующее сегодня при значительно возросшем уровне актерского мастерства пробовать иногда надо прежде всего режиссера. Имеет ли он право общаться с артистом, давать ему советы, указания. Обладает ли возможностью представить себе и объяснить съемочной группе, как видит будущую ленту? Ибо от профессионализма режиссера, его дарования, владения всеми секретами ремесла зависят грядущий успех или неуспех фильма, его нравственная и художественная ценность
Приступая к кинопробам, режиссер обязан быть во всеоружии замысла, в котором актеру (причем не актеру вообще, а вполне определенному) отведено достойное место как соавтору и единомышленнику.
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ, актер.
Было интересно попытаться и нам и. как мы узнали впоследствии, самому актеру создать несколько неожиданный образ. Набираю номер Станислава Андреевича. Представляюсь (до этого мы знакомы не были) и высказываю свои соображения. Он не которое время помолчал, потом спрашивает «Когда пробы?» Отвечаю, дескать, проб не будет, и. коль он согласен, завтра же встречаемся на студии, заключим договор и начнем работать. Любшин вдруг взял и повесил трубку. Потом, когда недоразумение выяснилось, он откровенно признался, что принял все за розыгрыш.
Известный, признанный и любимый многими артист не поверил, что его могут снимать без проб. Был просто потрясен — он так потом и сказал—доверием, которое сказали ему как актеру. Как я лично отношусь к кинопробам, то вкладываю в это понятие как режиссер? Думаю, наиболее рентабельно (не побоимся этого термина рассуждая о творчестве при написании сценария) иметь в виду конкретных артистов и кроить роль по их возможностям. Это позволит использовать кинопробы в большей степени для того, чтобы находить эскиз роли. То есть не заставлять исполнителя сразу выдавать конечный результат, что по-моему, просто наивно, а как бы «разминать» его постепенно в этом процессе, который, по сути, является настоящей съемкой. Кстати, кинопроба важна не только для актера. Она крайне необходима и всей съемочной группе. Ибо в этот период оператор имеет возможность искать пластику, язык картины, художник для себя уточняет нужные цвета и всю их гамму. Группа же привыкает к методу работы режиссера.
Так что кинопроба, на мои взгляд — это репетиция съемочного процесса плюс эксперимент. Но лишь в том случае, если режиссер твердо знает, к чему стремится. И еще Режиссер, серьезно относящийся к этому делу, также тратит нервную энергию, напрягает свою мысль расходует запас задуманного и в чем-то сокровенного. Как жаль пускать это все на ветер! А такое, к сожалению, бывает скажем, я внутренне чувствую, знаю, кого буду снимать, настроен на этого человека. Но из актерского отдела присылают людей, коих «необходимо» (зачастую просто для галочки для отчета) просмотреть. И я с ними работаю, заведомо зная: ни одного не утвержу. В практике подобное случается, и не будем закрывать на это глаза.
Заслуживает внимания, как мне думается, и следующее сегодня при значительно возросшем уровне актерского мастерства пробовать иногда надо прежде всего режиссера. Имеет ли он право общаться с артистом, давать ему советы, указания. Обладает ли возможностью представить себе и объяснить съемочной группе, как видит будущую ленту? Ибо от профессионализма режиссера, его дарования, владения всеми секретами ремесла зависят грядущий успех или неуспех фильма, его нравственная и художественная ценность
Приступая к кинопробам, режиссер обязан быть во всеоружии замысла, в котором актеру (причем не актеру вообще, а вполне определенному) отведено достойное место как соавтору и единомышленнику.
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ, актер.
Это интересная мысль—«кроить» роль по возможностям конкретного актера Конечно, если это драматург или режиссер с неожиданным углом зрения, творец по натуре. Ну а начнет кроить стандартно мыслящий ремесленник. У которого весь крой-то — повторение предыдущих ролей и образов, спетых-перепетых актером до такой степени, что обкатаны они, как камни-голыши. Тогда беда! Упаси бог попасть в «типажную орбиту» Так завертит тебя вокруг собственной оси! Где уж тогда оглянуться или над перспективой своей творческой призадуматься.
Жизнь моя в кино совсем еще недолгая, но тем не менее вдруг с беспокойством обнаружил: тянут, тянут меня режиссеры на такого, знаете ли. размышляющего, совестливого современника. Грех жаловаться — роли пока интересные, хотя их одноплановость все четче прорисовываться стала. И как же помогла кинопроба, а затем и съемка у народного артиста СССР Евгения Семеновича Матвеева! На себя по-иному взглянуть заставила, диапазон свой заново обмерить, стать более пристальным и требовательным. Предложил он мне роль, на первый взгляд вовсе не мою— Василькова в «Бешеных деньгах» Островского. Как он высмотрел в моих предыдущих героях этого энергичного промышленника, дельца прошлого столетия?! Но вот пришел я на пробу. Евгений Семенович предложил эпизод, где я должен и юмор проявить, и жестокость некоторую, и доверчивость почти детскую. Задание дал. а сам возле камеры застыл.
Я играю—он смотрит. Не вмешивается. Так, отдельные замечания вставляет. И странное чувство пришло. Во-первых, самостоятельность радует, доверие. А во-вторых, идет от режиссера такая доброжелательность, которую чуть ли не физически ощущаешь Честное слово. Будто тебя бережно так направляют - «Вот, вот Хорошо.. А здесь вот так. Еще прибавь... Молодец...» Ну, а после пробы сказал Евгений Семенович слова, которых век не забуду. «Знаешь,— говорит.— Александр, не почувствовал я в тебе потолка эмоционального. И это очень хорошо Будем сниматься». Понимаете, он мне как бы перспективу высветил. Ты, дескать, это можешь, и еще больше того. Так что дерзай, твори. У меня словно крылья выросли.
Вообще скажу: матвеевский подход и к пробам и к съемке (это у него единый процесс) был для меня подлинным открытием. С первых же шагов захватила совместная работа с режиссером. Подчеркиваю—совместная. Мне было интересно! Все продумано до мелочей, костюмы подобраны никакой спешки. Терпимость Евгения Семеновича безгранична. Когда что-то удавалось—он прямо светился весь Неудача — на его лице прежняя благожелательность, ни тени раздражения. «Снова, мол попробуем только теперь по-новому, поточней». И тут выкладываешься до предела. Вот так с кинопробы я и «завелся» на весь фильм.
Разные люди, разные мнения. Но все сходятся в одном: актерские пробы нужны, если относиться к ним творчески. Если же режиссер перебирает актеров-подходит—не подходит, а те стоят навытяжку, замирая: возьмет — не возьмет, то это и не пробы вовсе, а гадание— вроде как по ромашке Занятие пустое и обидное для профессионала. Кинопроба—та же съемка, только экспериментальная. Поиск — и режиссерский и актерский. Пожалуй, сродни тем эскизам наброскам, которые создает живописец на подступах к большому полотну. Недаром многие из проб входят потом составной частью в готовую картину, добавляя важные штрихи к экранному образу, совместному произведению двух равноправных художников— актера и режиссера.
В СССР слова кастинг не знали. Актеры, претендующие на роль в фильме, проходили кино и фотопробы, получая за это рублей 20-30 гонорара. На одну и ту же роль пробовались иногда десятки артистов, которых сегодня ну просто невозможно представить в этих образах. Д’Артаньяна, например, мог сыграть Владимир Высоцкий, а Анну Каренину — Алла Пугачева.
Смотрите удивительные кадры фотопроб неосуществленных и малоизвестных проектов советского кино.
Жизнь моя в кино совсем еще недолгая, но тем не менее вдруг с беспокойством обнаружил: тянут, тянут меня режиссеры на такого, знаете ли. размышляющего, совестливого современника. Грех жаловаться — роли пока интересные, хотя их одноплановость все четче прорисовываться стала. И как же помогла кинопроба, а затем и съемка у народного артиста СССР Евгения Семеновича Матвеева! На себя по-иному взглянуть заставила, диапазон свой заново обмерить, стать более пристальным и требовательным. Предложил он мне роль, на первый взгляд вовсе не мою— Василькова в «Бешеных деньгах» Островского. Как он высмотрел в моих предыдущих героях этого энергичного промышленника, дельца прошлого столетия?! Но вот пришел я на пробу. Евгений Семенович предложил эпизод, где я должен и юмор проявить, и жестокость некоторую, и доверчивость почти детскую. Задание дал. а сам возле камеры застыл.
Я играю—он смотрит. Не вмешивается. Так, отдельные замечания вставляет. И странное чувство пришло. Во-первых, самостоятельность радует, доверие. А во-вторых, идет от режиссера такая доброжелательность, которую чуть ли не физически ощущаешь Честное слово. Будто тебя бережно так направляют - «Вот, вот Хорошо.. А здесь вот так. Еще прибавь... Молодец...» Ну, а после пробы сказал Евгений Семенович слова, которых век не забуду. «Знаешь,— говорит.— Александр, не почувствовал я в тебе потолка эмоционального. И это очень хорошо Будем сниматься». Понимаете, он мне как бы перспективу высветил. Ты, дескать, это можешь, и еще больше того. Так что дерзай, твори. У меня словно крылья выросли.
Вообще скажу: матвеевский подход и к пробам и к съемке (это у него единый процесс) был для меня подлинным открытием. С первых же шагов захватила совместная работа с режиссером. Подчеркиваю—совместная. Мне было интересно! Все продумано до мелочей, костюмы подобраны никакой спешки. Терпимость Евгения Семеновича безгранична. Когда что-то удавалось—он прямо светился весь Неудача — на его лице прежняя благожелательность, ни тени раздражения. «Снова, мол попробуем только теперь по-новому, поточней». И тут выкладываешься до предела. Вот так с кинопробы я и «завелся» на весь фильм.
Разные люди, разные мнения. Но все сходятся в одном: актерские пробы нужны, если относиться к ним творчески. Если же режиссер перебирает актеров-подходит—не подходит, а те стоят навытяжку, замирая: возьмет — не возьмет, то это и не пробы вовсе, а гадание— вроде как по ромашке Занятие пустое и обидное для профессионала. Кинопроба—та же съемка, только экспериментальная. Поиск — и режиссерский и актерский. Пожалуй, сродни тем эскизам наброскам, которые создает живописец на подступах к большому полотну. Недаром многие из проб входят потом составной частью в готовую картину, добавляя важные штрихи к экранному образу, совместному произведению двух равноправных художников— актера и режиссера.
Несостоявшиеся роли советских кинозвезд
В СССР слова кастинг не знали. Актеры, претендующие на роль в фильме, проходили кино и фотопробы, получая за это рублей 20-30 гонорара. На одну и ту же роль пробовались иногда десятки артистов, которых сегодня ну просто невозможно представить в этих образах. Д’Артаньяна, например, мог сыграть Владимир Высоцкий, а Анну Каренину — Алла Пугачева.
Смотрите удивительные кадры фотопроб неосуществленных и малоизвестных проектов советского кино.
Фотопробы Миронова, Невинного и Куравлёва на роль Милославского
в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Сыграл Куравлёв ---------------------- |
Фотопробы Гурченко в фильм Рязанова «Гусарская баллада» (сыграла Голубкина) ----------------------------- |
Фотопробы Нонны Мордюковой на роль мадам Грицацуевой ----------------- |
Наталья Селезнёва. Фотопробы на роль Нины в «Кавказской пленнице» Гайдая ---------------- |
Наталья Кустинская. Фотопробы на роль Нины в «Кавказской пленнице» Гайдая ------------------ |
Марианна Вертинская. Фотопробы на роль Нины в «Кавказской пленнице» Гайдая (в итоге Нину сыграла Наталья Варлей) ----------------------------- |
Фотопробы Олега Видова на роль Шурика в «Кавказской пленнице» Гайдая ----------------------------- |
Фотопробы Александра Кайдановского и Василия Ливанова на роль Шерлока Холмса. Если бы Холмсом стал Кайдановский, его можно было бы считать предтечей Камбербэтча ------------------------------ |
Фотопробы Аллы Пугачёвой на роль Карениной -------------------------- |
Всех победившая Татьяна Самойлова ---------------------------- |
Парочка несостоявшихся Буратино ----------------- |
Ещё три претендентки на роль Шурочки Азаровой: Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, Валентина Малявина ------------------------------ |
Фотопробы Евгения Лебедева, Юрия Яковлева и Евгения Евстигнеева на роль Ивана Васильевича. (В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» снялся Яковлев) --------------------------------- |
Фотопробы Натальи Гундаревой на роль Зиночки в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (сыграла Селезнёва) ---------------------------------- |
Три царицы — Гундарева, Светличная, Селезнёва — тоже наследие «Ивана Васильевича» ------------------------------------ |
Светлана Светличная пробовалась также на роль Царицы в «Сказке о царе Салтане» Птушко (сыграла Голубкина) --------------------------------- |
Нонна Мордюкова, фотопроба на роль Надежды Петровны, фильм Алексея Салтыкова «Бабье царство» (эта роль была гениально сыграна Риммой Марковой) -------------------------------- |
Фотопроба Валентины Малявиной на роль Тоси, фильм «Девчата» (сыграла Надежда Румянцева) ------------------------------ |
Те же «Девчата», фотопроба Аллы Ларионовой на роль Анфисы (Сыграла Светлана Дружинина) ++++++++++++++++ |
Фотопробы на роль Катюши Масловой в фильм «Воскресение» Швейцера: Татьяна Лаврова, Зинаида Кириенко, Валентина Малявина (сыграла Тамара Сёмина) ------------------------------ |
Фотопробы Любови Полищук и Елены Цыплаковой на роль Кэт в «Мы из джаза» (сыграла Цыплакова) --------------------------------------- |
Кирилл Козаков, сын режиссёра. Фотопробы претендентов на роль Костика в «Покровских воротах» (сыграл Меньшиков) --------------------------------------- |
Валерий Сторожик. Фотопробы претендентов на роль Костика в «Покровских воротах» (сыграл Меньшиков) ---------------------------------- |
Андрей Ургант. Фотопробы претендентов на роль Костика в «Покровских воротах» (сыграл Меньшиков) ------------------------------------- |
Николай Денисов. Фотопробы претендентов на роль Костика в «Покровских воротах» (сыграл Меньшиков) ------------------------------------- |
Сергей Колтаков. Фотопробы претендентов на роль Костика в «Покровских воротах» (сыграл Меньшиков) ---------------------------------- |
Несколько примеров отличного грима:
Леонид Броневой пробуется на Ленина ---------------------------- |
Фотопроба Олега Даля на роль Марка Твена (сыграл Табаков) ---------------------- |
Михаил Ульянов, фотопроба на роль Распутина в «Агонии» (сыграл Алексей Петренко) ---------------------------------- |
Неизвестный Высоцкий
Судя по гриму на первых двух снимках — это театральные роли ------------------------------ |
На роль сотника Степана в «Андрее Рублёве» Тарковского (сыграл Николай Граббе) ------------------------ |
Фотопробы Высоцкого на роль Блюхера в «Маршальской звезде» (сыграл Губенко). И, возможно, на роль генерала Чарноты в «Беге» (сыграл Ульянов) --------------------------------- |
Фотопробы на роль Пугачёва (сыграл Евгений Матвеев) -------------------------- |
На роль Сирано де Бержерака (несостоявшийся фильм Рязанова) ---------------------------- |
Неизвестного Высоцкого очень много. Даже странно, что есть известный. Прекрасное и неидентифицируемое -------------------------- |
На роли пограничника в «Над Тиссой», д’Артаньяна, матроса-анархиста в «Красной площади» (матроса сыграл Никоненко) -------------------------------- |
Фотопробные поиски мужа для героини Инны Чуриковой в «Прошу слова» Глеба Панфилова. Здесь пробуются Высоцкий и Ширвиндт (сыграл Николай Губенко) ---------------------------------- |
Выразительные фотопробы Екатерины Савиновой ---------------------------- |
Фотопробы Гурченко (роли идентифицировать не удалось) ----------------------------- |
Наталья Кустинская и Елена Санаева. Фотопробы на роль Наташи Ростовой в «Войне и мире» Бондарчука (сыграла Савельева) ------------------------------ |
Лариса Голубкина и Людмила Марченко. Фотопробы на роль Наташи Ростовой в «Войне и мире» Бондарчука (сыграла Савельева) --------------------------------- |
Валентина Малявина и Людмила Гурченко. Фотопробы на роль Наташи Ростовой в «Войне и мире» Бондарчука (сыграла Савельева) ---------------------------- |
Кирилл Лавров и Иннокентий Смоктуновский. Фотопробы на роль Болконского --------------------------------- |
Эдуард Марцевич и Юрий Соломин. Фотопробы на роль Болконского. (Марцевич в итоге сыграл Друбецкого) --------------------------- |
Андрей Кончаловский, фотопробы на роль Пьера Безухова --------------------------------- |
Никита Михалков почти стал Петей Ростовым ------------------------------ |
смета, из которой можно, напрягшись, узнать, что в «Собаку Баскервилей» на роль Стэплтона пробовались Кайдановский, Даль и Богатырёв, на роль его сестры — Анастасия Вертинская, Бэрримором мог бы быть Пороховщиков, а Генри Баскервилем — Николай Губенко или Игорь Васильев:
ИСТОЧНИК
Комментариев нет:
Отправить комментарий