четверг, 11 августа 2016 г.

Театр сегодня. Мнение эксперта

Алла Демидова: «Большие личности сегодня не требуются. Главное - быстрый эффект»


В последнее время актриса редко появляется на экране. Зато ее можно увидеть на сцене в авторских программах, где она читает поэзию Серебряного века. О своих отношениях с современным театром Алла Демидова рассказала «Театралу»…

– Многие театры сбавили темп. Ничего плохого, кстати, в этом я не вижу. Но теперь здесь делается по два, в лучшем случае, по три, спектакля в год. А труппы везде большие – все хотят играть, но вынуждены соблюдать очередь, которая растягивается на годы. Поэтому многие мои коллеги, опасаясь простоя, идут в антрепризу – там легче получить роль – хорошую, любимую или, по крайней мере, выигрышную (да и деньги – фактор немаловажный). Отток актеров из театров – это вполне естественный процесс нашего времени. Можно сожалеть об ушедшем золотом веке репертуарного театра.

– Когда актер уходит в свободное плавание, в независимые театральные проекты, в чем он выигрывает, а в чем теряет?

– Бесспорно, антреприза – более мобильная организация по сравнению с репертуарным театром. Но в антрепризе есть свои минусы. Там много случайной публики. Как говорится, спрос определяет предложение. Поэтому зачастую публика сама готова диктовать актерам свои требования, принуждая обслуживать свои интересы.

Вторая проблема – нехватка сильных режиссеров в антрепризе. Сейчас вообще кризис режиссерский. Преобладает деконструктивность театральных форм. Режиссеры разрушают старые формы, но это продлится до тех пор, пока не найден новый язык, новые выразительные средства. Разрушать легче. За это берутся многие и не всегда умелые деятели. Однако со своей задачей справляются – делают однодневки, то есть более-менее приличное зрелище, которое неплохо продается.

…Есть актеры, которые ведут за собой зрителей. А есть актеры, которые идут за публикой. Это принципиальная разница. Потому что идти своей дорогой и вести за собой публику, находясь в свободном плавании, непросто. Самостоятельных актеров единицы, их можно перечислить по пальцам. Большинство же актеров идет на поводу у публики. И это, на мой взгляд, неправильно, поскольку зрителей тоже надо воспитывать – наша публика нуждается в критике. Ей нужен профессиональный поводырь, чтобы разъяснять, что хорошо, а что плохо, что временно, а что свежо и по-настоящему авангардно.

– На ваш взгляд, наша критика занимается этим?

– Ее практически нет сейчас. Все дело свелось лишь к информационной журналистике. А куда делась аналитика? Почему она исчезла со страниц газет и журналов? Ответа на этот вопрос я не знаю.

– Если вспомнить расцвет русского репертуарного театра, то в чем были его сильные качества? 

– Прежде всего в наличии школы. Молодой актер вводился в спектакль и должен был освоить рисунок роли, которую играет большой артист уровня, например Смоктуновского. Не факт, что новичку позволили бы сыграть эту роль на публике, но попробовать, порепетировать, прикоснуться, что называется, к великому – это было святым делом.

И моментально проявлялись навыки, полученные в вузе. В таком театре есть преемственность поколений, традиции. Раньше у таких театров было свое лицо. Это не просто узнаваемый почерк главного режиссера, но еще и образ сформировавшейся труппы.

А еще у каждого театра была своя особенная публика. Например, одни ходили на Таганку, другие – в Малый театр. Сейчас в основном все причесаны под одну гребенку.

Но поскольку театр подобен птице Феникс, то он стремится к возрождению. Пройдет время, и на руинах возникнет что-то новое. Сейчас уже где-то в подвалах, в экспериментальных спектаклях звучат свежие идеи. Пробиваются ростки новых форм. Театр отряхнет с себя отжившее и обновится. В каком виде? Посмотрим.

– Сегодня изменились, наверное, и задачи главного режиссера?

– Раньше режиссеры мыслили на перспективу, выстраивая творческую судьбу артиста на многие годы вперед. Однако сегодня такое качество не востребовано временем. Поэтому практически им не обладает никто. Режиссеры преимущественно мыслят на ближайшие месяцы. Сейчас пришло время спринтеров, а не стайеров. Когда человек бежит на короткую дистанцию, он по-другому распределяет свои силы. Думаю, что и большие личности сегодня особо не требуются – всем нужен быстрый и эффектный успех, с оттенком скандальности, может быть. Востребованы модные персонажи.

Конечно, сейчас есть молодые интересные режиссеры – Константин Богомолов, Кирилл Серебренников... Однако они строят свой театральный мир преимущественно на разрушении прежних правил и ценностей. «Какое время на дворе – таков мессия», – как говорил поэт.

– Для вас есть театры – бесспорные лидеры?

– Сегодня нет. Репертуарные театры хиреют. Таких «могикан», какие были в 60–70-е годы, в период своего становления, уже нет. Они тоже начинали с идеи разрушения, но моментально создавали и созидательные идеи.

– Что можно прогнозировать относительно репертуарного театра? 

– Его жизнь недолгая. Останутся несколько театров, которые будут субсидироваться государством. Так произошло во Франции, в Англии и Германии. Остальные будут выживать, остро нуждаясь в спонсорах. Вероятно, будут хиреть и умирать. Эти трудности выживания тоже подталкивают успешных актеров искать счастья на стороне. Поэтому идет естественный процесс ухода актеров из театра. Картина как в пьесе Островского «Лес»: кто-то движется из Вологды в Керчь, а кто-то ищет свою удачу, путешествуя в обратном направлении. 



P.S.
Есть над чем задуматься молодым и не очень режиссерам. Всё познается в сравнении.

Современная интерпретация классики
 
Уволен. Не формат

пятница, 22 июля 2016 г.

Краска для волос

Вика Мирошкина

КРАСКА ДЛЯ ВОЛОС

рассказ


Аня проснулась без будильника. Не открывая глаз, выбралась из постели. В темноте комнаты попала под пронизывающие до дрожи морозные струи воздуха, потянулась за халатом. Но вместо него в руке оказывается длинное чёрное пальто. Безразлично накинув его на плечи, она на цыпочках по ледяному полу засеменила на кухню. Коробка с собачьим кормом словно сама спрыгнула с полки в руку. 

Нащупала выключатель. Сухой щелчок, и Аня прищурилась от яркого света, разглядывая белые хлопья – снежинки падали из распахнутой створки окна на пол уютной чистой кухни и таяли. 

Аня аккуратно обошла мокрое место и захлопнула эту дыру на улицу. 

- Альма! Иди есть! – раздражение сквозило в её голосе. Обернулась.

Фотография собаки в красивой рамке захватила её внимание - блестящий мокрый нос и навсегда преданные глаза. 

- Альма, а что ты не ешь? Давай, кушай! – с этими словами Аня сняла фотографию со стены, присела напротив доверху наполненной кормом миски, пристроила к ней фотографию собаки. - А то гулять не пойдёшь.

Длинным зовущим сигналом заулюлюкал телефон. 

Аня почти отшвырнула коробку с кормом и поднялась. Перешагнув лужу, двумя пальчиками сняла холодную трубку старенького телефона, поднесла к уху:

- Привет, Анька! - забарабанил девичий голос из трубки. - Что? Игнорируешь нас? 

- Чего? - выдавила Аня и закашлялась. Кутаясь в пальто, невнятно стала оправдываться. - Никого я не игнорирую...

- Ни черта не поняла, хватит мямлить. Давай, шустро хватай свою изнеженную и выходи, а то я на работу опоздаю.

- Не, чего-то приболела… она. Спит. Да и холодно… сегодня.

- Офигеть. И сегодня, и вчера - зима на дворе. 

- Ну-у…

- Ну-ну, баранки гну. Идёшь или нет? 

- Ну, не знаю, болеем, кажется…

- Эх, лечитесь. Пока.

Аня открыла рот, чтобы ответить, но уже пикал отбой. Она прицелилась и выпустила из пальцев трубку, и та с треском заняла своё место на телефоне. Сделав шаг назад, Аня поскользнулась и брезгливо стряхнула влагу с ноги. 

- А чья это лужа? – она оглянулась на миску с кормом. - И не ешь ничего? Давай, ешь, - она присела и принялась тыкать фотографию собаки в миску. - Не хочешь? Ну вот, посмотрите на неё, - Аня встала в позу ферта. - Мою краску для волос съела ядовитую, а корм есть не хочет… Тогда другим собакам отдам… Что ты такая дура? Сейчас вот пойду на улицу и отдам. Прямо вот сейчас-сейчас… Не хочешь? Ну и ладно. Я тогда тебя накажу.

Она выскочила с кухни. Вернулась уже в сапогах. 

- Не передумала? Ну?.. 

Через пару секунд Аня схватила рамку с фотографией и бросила на стол лицом вниз. Пересыпала корм из миски прямо в карман, фыркнула и решительно вышла с кухни…

У подъезда никого. Бушевала метель. Аня, не обращая внимания на ненастье, долго и старательно разгребала и притаптывала рыхлый сугроб возле водосточной трубы. Но снег не сдавался, нарочно портил её работу. Тогда Аня резко вывернула карман. Корм высыпался и сразу же стал покрываться крупными хлопьями пушистого снега.

Маленькая беленькая собачка выскочила из ниоткуда и с жадностью набросилась на появившуюся еду, торопливо хрустя и глотая корм вместе со снежинками, косясь по сторонам. 

- Ух ты какая! - Аня с удивлением смотрела на это создание, потирая замерзающие пальцы. - Ешь всё подряд, как моя Альма… 

Щенок оторвался от корма и заглянул Ане в глаза.

- Не бойся, не отравишься…

Собачка продолжила поглощать хрустящие комочки.

- Бедняжка, мёрзнешь? – Ласково сказала она и огляделась. Никого поблизости не было. - Нечего тебе здесь мёрзнуть, - Аня нагнулась и решительно схватила щенка за бока, сунула подмышку. 

Обиженная собачка сопротивлялась до тех пор, пока они не оказались в квартире.

- Альма! Я тебе тут подружку принесла! – прокричала Аня и опустила щенка на пол. 

Беленький зверёк, смешно перебирая лапками, убежал из коридора в темноту квартиры.

- Альма!.. Альма-Альма!

С кухни раздался тихий хруст.

- Альма? - удивилась Аня и поспешила на кухню.

Навстречу ей выкатилась коробка с кормом. Смешной хвостик выдавал воришку.

- Ах ты… - она сердито вытряхнула щенка из коробки.

Собачка плюхнулась на пол, взвизгнула и кинулась подбирать рассыпавшиеся шарики.

Аня включила свет на кухне и попыталась убрать коробку подальше от щенка, на стол, но под руку попалась рамка с фотографией Альмы. Она замерла с коробкой в руке.

- Ну да… – она перевернула рамку лицом вверх.

Со снимка на неё пристально и завораживающе смотрел бывший лохматый друг - Аня не могла оторваться... 

Неожиданно мягкие лапки упёрлись в ногу, заставив опустить глаза на неугомонного щенка с поразительно просящими глазами.

- А пусть будут две Альмы?.. Одна вот… живая, - констатирует Аня и замечает крошки корма на мордочке щенка. Зачем-то взяв в руку рамку с фотографией, опускается рядом. 

Щенок, не обращая внимания на заманчивую коробку в её руке, вдруг принимается лизать стекло рамки с фотографией Альмы в другой руке. 

Аня зачарованно смотрит на эту картину и, отложив коробку, принимается то ли поглаживать маленькую собачку, то ли стряхивать следы улицы с её мокрой шерсти. 

- Альма… - слезы катятся из её глаз. - Альма…


----------------



Мои рассказы:
Из дневника Настеньки с пометкой "О стыде"
http://buketredisa.blogspot.ru/2017/03/blog-post.html

Хоум видео
http://buketredisa.blogspot.ru/2017/03/blog-post_26.html

Мой новый рассказ. Феёк.
http://buketredisa.blogspot.ru/2017/04/blog-post_26.html

Торт
http://buketredisa.blogspot.ru/2017/09/blog-post_23.html

---

вторник, 17 мая 2016 г.

Разное Дворянство

источник

Дворянство: столбовое, потомственное, личное.


Недавно я обнаружила, что некоторые не знают, что такое «столбовое дворянство». Поэтому хочу провести небольшой ликбез, буквально в двух словах.

Вспомним, кем в «Сказке о рыбаке и рыбке» хотела быть старуха? «Столбовою дворянкой». Почему? Ведь во времена Пушкина больше ценился чин, чем знатность происхождения. Тем не менее, быть столбовым дворянином было, как сказали бы сейчас, «круто». Это означало, что ты древнего рода, что твои предки были дворянами еще до Петра I. Почему до Петра? Потому что в XVI-XVII вв. информация о российских дворянах заносилась в столбцы Разрядного приказа. Собственно, поэтому они и «столбовые». А при царе-реформаторе дворянство начало довольно активно пополняться выходцами из других сословий. Это было официально оформлено: если человек получил определенный чин, его возводили в потомственное дворянство, то есть не только он, но и дети его будут дворянами.

Герб Пушкиных.

























Каким способом можно было «выбиться в люди» в первые десятилетия XIX века, легко запомнить, если заучить кусок стихотворения Пушкина «Моя родословная». Поэт (столбовой дворянин, к слову) перечисляет в нем самые распространенные способы получения потомственного дворянства в его время:

Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.

Соответственно, человек получал потомственное дворянство, если он становился:

офицером (прапорщиком или корнетом, это 14 класс Табели о рангах. Правда, дети, рожденные до получение их отцом офицерского чина, относились к группе «обер-офицерских детей» и лишь одному из них по ходатайству отца можно было получить дворянство),
коллежским асессором (8 класс Табели о рангах),
профессором,
академиком,
получал орден (У Пушкина – «крест». Именно поэтому представителей крестьянства, мещанства и купечества старались награждать либо медалями, либо какими-либо предметами, к примеру, серебряными ковшами. Наградные ковши вручались вплоть до начала XIX века).

Потом началось закручивание гаек. В 1845 году военный чин, дающий потомственное дворянство, был повышен до майора. В 1856 году – до полковника в армии и действительного статского советника на гражданке.

Я специально написала «самые распространенные способы», поскольку были и другие возможности. После вступления на престол императрица Елизавета Петровна пожаловала дворянство всем солдатам гренадерской роты Преображенского полка, которые помогли ей совершить переворот. Оспенные получили дворянство и свою фамилию после того, как у основателя их рода, мальчика Александра Маркова, был взят материал для прививки Екатерине II. Была возведена в дворянство и получила фамилию Мусина-Юрьева незаконная дочь императора Павла I от прачки.

Кстати, в том же стихотворении Александр Сергеевич пишет о представителях тех родов, чьи предки выслужились при Петре Великом и его последователях.

Не торговал мой дед блинами (намек на Меншиковых),
Не ваксил царских сапогов
(Это о Кутайсове, камердинере Павла I),
Не пел с придворными дьячками
(О Разумовских, чей предок, Алеша Розум стал фаворитом Елизаветы Петровны после того, как она заметила красивого малого с чудесным голосом в церковном хоре),
В князья не прыгал из хохлов
(Безбородко),
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин
(пинок в сторону Клейнмихеля и его потомков);
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава богу, мещанин.


Ну и, наконец, напоминаю, что существовало личное дворянство.

Его получали вместе с первым гражданским чином, а после 1845 и с первым офицерским. Личный дворянин не мог владеть крестьянами, занимать дворянские выборные должности, участвовать в дворянских собраниях, его фамилия не заносилась в родословную книгу соответствующей губернии.

Но были и бонусы: к нему не могли применить телесные наказания, он был свободен от подушной подати и рекрутской повинности. Кроме того, если в семье было три личных дворянина подряд (дед, отец и сын) то сын мог просить о потомственном дворянстве.
Такое же прошение мог подать человек, если его отец и дед имели личное дворянство и 20 лет «беспорочно» служили России.

P.S. На всякий случай: я говорю по преимуществу о первых десятилетиях XIX века.

P.P.S. Табель о рангах можно увидеть здесь: http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/army/range-table.htm, а Жалованную грамоту дворянству 1785 г. здесь:
http://www.hrono.ru/dokum/gramota1785.html

---------------------

Кстати, про царей есть еще такая книга - http://vimstory.blogspot.ru/2016/04/blog-post_22.html


Нажимайте кнопочки соцсетей внизу.

пятница, 29 апреля 2016 г.

Как будто... вот-вот... в кино...

Здравствуйте, культурные люди!

Чувствую, что хотите узнать кое-что интересненькое еще об одном русском художнике - передвижнике Владимире Егоровиче Маковском.

Ну, тогда - следуйте, как говорится, за мной...
Владимир Егорович Маковский
Сначала биография.

Владимир Егорович Маковский (1846-1920, 74 года) родился в Москве, квартира Маковских находилась на набережной Москвы-реки, с видом на Кремль. Красота Кремля и сейчас видна со всех сторон.

Отец художника - родоначальник династии живописцев и русский видный деятель искусств Егор Иванович Маковский. Как видим, хороший старт у ребенка имелся.

К тому же Егор Иванович стал одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВ) [выпускники которого фактически имели тот же статус, что и выпускники Петербургской Академии художеств].

[в МУЖВ также учился и другой передвижник - Алексей Кондратьевич Саврасов, о котором вы можете прочитать в другой статье тут]

Атмосфера искусства, которая с раннего детства окружала мальчика, не могла не сказаться на формировании его интересов. А мог бы отупиться, если бы ходил с закрытыми глазами и ушами рядом с великолепными работами художников и рядом с творческими людьми. 

Надо сказать, что дом Маковских часто посещали известнейшие мастера, заводившие самые приватные разговоры и споры об искусстве, о том, что даже не каждому студенту художественного заведения можно услышать. И хотя не всех из них удалось застать в живых самому юному художнику Владимиру, про эти разговоры мог поведать ему отец. 

Вот какие люди посещали дом Маковских:

- русский композитор Михаил Иванович Глинка
- классик русской литературы Николай Васильевич Гоголь
- русский актёр, один из основоположников русской актёрской школы Михаил Семёнович Щепкин,
- русский художник представитель академизма Карл Павлович Брюллов...



... и другие интересные люди.

Странным образом талантливые люди почти обязательно знакомы друг с другом :)
 
Также посещал семью Маковских русский живописец, мастер портретов Василий Андреевич Тропинин, у которого и обучался юный Владимир Егорович - под его руководством в 15ь лет художник пишет картину «Мальчик, продающий квас»:

В.Е.Маковский (ему 15 лет всего). Мальчик, продающий квас. 1861
Сразу видно, кто педагог :) 


 
Мальчик на этом полотне В.Е.Маковского [в отличии от людей на портретах его педагога В.А.Тропинина] выглядит не картинно-приукрашенным, а естественным. Таким, какой он на самом деле в реальной жизни [на картине мальчик без прикрас реалистично-бедно одет, не причесан, не умыт].

Таким образом мы видим, как уже в 15 лет у Владимира Егоровича проявляется характерное для него реалистично-натуральное изображение различных социальных слоёв.

Вообще будущий художник довольно рано начал рисовать, а еще дополнительно учился играть на гитаре и скрипке [то есть ребенок развивался разносторонне].

А еще от своей матери, Любови Корнилиевны (урождённой Моленгауэр), мальчик унаследовал красивый голос.

В доме устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. 

Старший брат Владимира -
Константин Егорович Маковский 
(1839-1915, 76 лет)



Всего в семье было пятеро детей (трое сыновей-художников и две дочери - старшая художница и младшая - певица) [заметно, что родители и родственники активно занимались образованием своих детей].

Старший на семь лет брат Владимира -
Константин Егорович Маковский (1839-1915, 76 лет), тоже был художником-передвижником (о нём статья будет позже).

 


С 1861 по 1866 Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВ), одним из основателей которого был его отец, о чем говорилось выше.

Его педагогами в училище были продолжатели Венециановской школы, которые работали преимущественно в «крестьянском» жанре.

Училище Владимир закончил с серебряной медалью и получил таким образом звание классного художника 3-й степени за работу «Литературное чтение» (об этом более подробно будет идти речь ниже).

В 26-ть лет (1872) художник стал членом Товарищества передвижных художественных выставок (дата основания ТПХВ - 1870 год).

С самого начала он был одним из наиболее деятельных членов группы, участвовал почти во всех выставках. Не удивительно для такого возраста. Уже через два года, когда художнику было 28-мь лет (1874), его уже избрали членом правления Товарищества.

А с 36-ти до 48-ми лет (1882-1894) В.Е.Маковский уже сам преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВ). В это период, в 46-ть лет (1892), он уже получил звание профессора.

С 48 до 72 лет (1894-1918) художник преподавал в Петербургской Академии художеств, куда он был приглашен на должность руководителя жанровой мастерской [в жанровой живописи изображаются сцены повседневной жизни народа и окружающая их действительность].

В период работы в Академии:

- В 49 лет (1895) Владимир Егорович был назначен ректором Академии

- С 59 лет (1905) стал действительным статским советником - то есть теперь он имел право на потомственное дворянство.

... 

Еще многое можно сказать о биографии этого замечательного художника, но пора бы нам уже посмотреть и на его картины. Как вы считаете?

Не забываем, что нас интересует взгляд на картины со стороны полезности их
для кино-производства или кино-обучения.

И вот перед нами появляется первая интересная картина Владимира Егоровича:

В.Е.Маковский. Выбор приданого. 1897-1898

Какие же на ней любопытные образы! Как говорят режиссеры театра: "Здесь нет ни одного "проходного" персонажа".

А это значит, что на каждого из них зрителю будет интересно смотреть, и никто из "актеров" при этом не лезет на первый план и не борется за внимание зрителя.

В общем можно сказать, что картина эта очень похожа на фотографию с театрального спектакля

Но это совершенно не означает, что на картине персонажи ведут себя неестественно, утрированно, как это свойственно для художественного языка театра. 

Персонажи сценки, на мой взгляд, выглядят театральными благодаря тому, что находятся в "приподнятом" настроении - так бывает всегда, когда люди готовятся к свадьбе в реальной жизни [находятся в возбужденном состоянии, нервничают]. И ведут себя совсем не так, как обычно, выявляют свой настоящий характер.

Интересно, что когда люди хотят вести себя особенно торжественно, их поведение выглядит немного неестественно для окружающих. И не только из-за излишне нарядной одежды, но и за счет несоответствия между уверенным внешним видом и нервным поведением. В такие моменты проявляется обычно скрываемый глубоко внутри настоящий характер.  

Надо заметить, что если многие люди ведут себя одинаково в подобных ситуациях, то и персонажей на картине можно считать собирательными образами людей, готовящимся к свадьбе.

А еще обратите внимание на то, как невероятным образом все окружающие люди хотят принять активное участие в этом радостном событии - продавцы, конечно, стремятся заработать; родители, вероятно, пытаются сэкономить на приданом; а простые прохожие люди с интересом наблюдают за происходящим вокруг, увлекаемые настроением праздника, хотят новых впечатлений ... 

А вот невесте на картине явно не по себе - она выглядит смущенной, и это понятно - ведь всё внимание окружающих приковано только к ней одной. Её на что-то уговаривают и просят отреагировать, принять решение... хотя, вероятно, её личные желания в принятии решений играют не существенную роль. Напоминает кукольный театр, когда кукол одевают для представления.

Вы заметили, какие приятные, нежного цвета ткани расположились в витрине салона-магазина? На них будто бы дует лёгкий ветерок, и низы отрезов колышутся, приподнимаются вверх, вероятно, из-за сквозняка. Предполагаю, что правее есть еще одна входная дверь или где-то в магазине открыто окно.

Немного странно, что продавец проводит манипуляции на улице, а не в магазине - использует момент для рекламы своего товара, ведь бесплатная манекенщица не возражает. Продавцу важно показать товар еще и прохожим, он даже не обращает внимания на прохладу. А на улице не жарко, судя по одежде на других персонажах. И так как не видно сухих опавших листьев, то, вероятно, на улице весна. А весеннее солнце обманчиво.

Рассуждаю дальше. 
Заметьте, кто делает выбор наряда. Решает, очевидно, пожилая женщина напротив невесты - наверное, это мать. А отец даже закурил, чтобы изображать занятость и не участвовать в решении.

Мужчина на стульчике напоминает богатого буржуа. Возможно, ему специально вынесли стульчик из магазина. Допускаю, что это хозяин этого магазина или даже отец жениха, или даже сам жених в неравном браке. И он наблюдает со стороны, а заодно, возможно, и будет оплачивать покупки. На его лице удовольствие. Едва ли он не прищелкивает языком. 

А родственники невесты не особенно богато выглядят, мягко говоря. В случае неравного брака понятно нерадостное, кукольное поведение невесты...

Если написать небольшой сценарий этого кадра, то у меня получается так:

Богатый жених сопровождает невесту в магазины для подготовки к свадьбе в обществе отца и матери невесты.

Некоторые покупки делаются без проблем и немолодой жених слегка устает

В один из магазинов жених не заходит, а остается снаружи. Богатому господину выносят стул. Он садится. Ему этот магазин и так хорошо знаком.

Невеста с родителями заходят в богатый магазин. Всем распоряжается мать невесты и она делает вывод, что магазин слишком дорогой. Мама уже заботливо бережет будущие капиталы дочери. 

В магазине происходит жаркое уговаривание, и мать невесты даже расстегивает пальто.  

Продавец не отступает и даже выходит с товаром вслед за уходящими покупателями.

Он продолжает уговаривать, ведь продавец прекрасно догадывается, кто будет платить.

Сидящий на стульчике жених посмеивается, наблюдая за процессом уговаривания и гордится собой, понимая, ради кого разыгрывается представление.

Мать невесты видит, что жених не собирается уходить и благосклонно относится к предлагаемому товару, начинает придирчиво разглядывать товар. Спорить с богатым женихом ей не приходит в голову.

В дверях магазина стоит другой продавец, готовый вынести еще товара.

Мать невесты отчасти вспоминает свою юность и свою свадьбу.

Невеста страшно сконфужена - ей неловко за родителей, за свой неравный брак, за уличное представление со своим главным участием.

Судя по тому, что других проходящих мимо людей не видно, они стоят полукругом за кадром и наблюдают...

----------------------

Но перенесемся из атмосферы наблюдаемого "как бы праздника" в атмосферу всеобщего человеческого "недоумения и растерянности"... 
То есть предлагаю посмотреть на еще одну картину художника:


В.Е.Маковский. Крах банка. 1881

"ОтдЪленiе по вкладамъ" - гласит надпись около настенных часов вверху полотна. Прибавляем сюда название картины и узнаем, что произошел крах ссудного банка [в Москве]. 

И вкладчики прибежали в отделение в надежде вернуть хотя бы часть денег, вложенных в банк под проценты [знакомая и для современности картина].

На этом полотне каждый персонаж имеет собственные, личные эмоции, поэтому выражает своим поведением что-то особенное. 

Предлагаю рассмотреть всех персонажей. Будем двигаться слева направо:

- Бабушке слева стало плохо, она села на стул, и у нее упала на пол и раскрылась сумка. Другая женщина, вероятно, тоже пострадавшая, старается оказать старушке помощь. Третья женщина справа в этот момент изучающе-внимательно смотрит на них.

- Мужчина, стоящий около окна в глубине картины, спокойно наблюдает со стороны за происходящим. Он явно смирился с произошедшим и не уходит только для того, чтобы увидеть крах до конца. А в это время обдумывает произошедшее. 

- На переднем плане женщина хватает за руку, вероятно, такого же как и она вкладчика, как бы спрашивая его: 
  • - Ну, а вы что же будете делать теперь?
  • - А что можно сделать? Да непонятно ничего-с... - отвечает ей коллега по страданиям.
- Еще один мужчина стоит в центре полотна. Он чешет голову, прикидывая объем наваливающихся на него из-за потери денег проблем. Лицо его освещено сильнее лиц других персонажей, и выделяется седая голова, благодаря чему этот герой картины больше всего привлекает наше зрительское внимание при первом взгляде на несчастную толпуЕго "недоумевающее" настроение распространяется на всё полотно.

- Слева, чуть сзади от него, стоит мужчина брюнет и как бы разглядывает "чешущего голову", как будто пытается увидеть, прочитать на затылке соседа ответ на произошедшее. И брюнет словно ожидает услышать от седого господина решение, которое хоть как-то поможет.

- Следующий мужчина справа стоит к нам спиной. Рядом с ним на полу валяются головной убор и сверток бумаги, вероятно, уроненные им после потрясения новостью, от навалившегося бессилия. Голова его опущена, он как будто вот-вот потеряет сознание, упадет в обморок. У него вид полностью разоренного.

- Далее женщина справа активно спорит с жандармом, явно указывая своим пальцем на другого сотрудника банка, справа на картине, который собирается улизнуть от толпы. Он что-то укладывает в карман, при этом имеет хитрое и довольное выражение лица. Вероятно, этот сотрудник как раз не потерпел крах, а скорее всего хорошенько подзаработал, обманув своих клиентов, то есть вкладчиков.

- Два других сотрудника банка смотрят на возмущающуюся женщину: один следит с пренебрежением, понимая, что её слова не имеют влияние, ничего не значат, да и вообще ничего не решают в данной, выгодной для них, сотрудников, ситуации; другой банковский служащий по привычке изображает внимание.

- Пара жандармов-полицейских стоит на страже - охраняет от толпы работников банка.

- Левее, за спиной активной женщины стоит мужчина и очень внимательно следит за тем, что говорит и делает она.

Остальные персонажи показаны в основном как растерянная и возмущенная толпа, машущая своими бумагами.

Помещение банка выглядит небогато.

Делая вывод после просмотра картины можно сказать, что очень важно прорабатывать действия каждого персонажа, неважно, в кино или в театре. 

Если не можешь продумать персонаж - убери его, не мучай зрителя :)

Надо сказать, что имеется еще одна картина с названием "Крах банка" всё того же автора - Владимира Егоровича Маковского, но написанная им годом ранее, в 1880 году
Просто посмотрим на неё: 

В.Е.Маковский. Крах банка. 1880

А теперь перейдем к следующей картине Владимира Егоровича:


В.Е.Маковский. Литературное чтение. 1866

Я уже обещала рассказать об этой картине ранее, ведь именно из-за нее [да-да, именно "ИЗ-ЗА неё"] художник закончил в 20 лет (1866) МУЖВ только с серебряной медалью и получил звание классного художника 3-й степени, то есть получил гражданский чин самого низшего, четырнадцатого класса
Ну что же, у него еще всё было впереди.

Большая серебряная медаль Московского училища живописи, ваяния и зодчества

Если приглядеться, то картина действительно выглядит немного глянцевой, целофаново-гладкой, обтекаемо-блестящей. Люди, мебель, помещение как будто сделаны из фарфора, то есть выглядят не совсем реальными.

Мне также кажется, что на картине заметно, как художник сначала работал над каждым отдельным персонажем в набросках, а затем попытался соединить их вместе на картине, но при этом они, всё же, не до конца соединились между собой

Нет между ними того реалистичного, жизненного взаимодействия - а значит нет той необходимой сюжетной гармонии, каждый из персонажей как будто "вырван" из контекста другой истории [вы лучше поймете, что я имею ввиду, когда мы будем рассматривать следующую картину].

Отмечу и плюсы. Позы персонажей просты, но даже здесь художнику удается показать характер каждого персонажа, хотя и не ярко.

Детали на картине художник проработал хорошо, но пока что на его полотне мало жизни. 

Сюжет сцены предполагаю такой:

Центр внимания - это дама в сиреневом платье. Она напротив чтеца, и он читает для нее.

Позади этой дамы ее кавалер. Ему скучно подобное занятие. А взгляд его выражает определенную степень ревности и пренебрежения к следующему персонажу - 

справа от чтеца стоит тайный пожилой воздыхатель дамы в сиреневом.

Руки на груди скрестил критик чтеца. Творческий конкурент.

Рядом с чтецом, спиной к нам, сидит его поклонница.

Всем скучно, но все делают вид, что слушают.

Однако одному слушателю интересно, и он расчувствовался до слез. Сидит с платком. Возможно, это отец чтеца.

Дама в сиреневом смотрит только на мимику чтеца и не слушает текст.

Чтец влюблен в свое творчество.

----------------------

А теперь посмотрим еще одну картину, сделанную художником спустя четыре года:


В.Е.Маковский. Игра в бабки. 1870

Эта картина, как и предыдущая, детально прорисована, но она уже не "фарфоровая", потому что здесь нет таких плавных светотеневых переходов - тень и свет по цвету более контрастные, а также теней на этой картине побольше.

Также на полотне более яркие, живые персонажи, и они активно взаимодействуют - согласитесь, ведь нет ощущения, что их взяли с разных картин и соединили на одном полотне [что замечается на предыдущей картине]. 

По сюжету компания ребят расположилась на заднем дворе деревенской избы. Дети одеты в плотные рубахи и кепки - скорее всего, это весенний день, по утрам и вечерам еще холодно. Но некоторые из ребят сидят прямо на земле, они ходят босиком - это говорит о прогретой земле, а вокруг уже подросшая ярко-зеленая трава.

Деревенские дети играют в "бабки", а задача игры - сбить расставленные особым образом коровьи косточки

Мальчик, стоящий посередине, прищуривается, чтобы совершить удар по установленным "бабкам". Представьте, что вы "вживую" наблюдаете эту ситуацию...
Хотели бы вы досмотреть игру и узнать, выиграет ли мальчик? Я бы хотела :)

На предыдущем полотне прорисованные художником детали мешали общему восприятию сюжета, превращали картину в простую журнальную иллюстрацию.
Здесь же детали пошли не во вред, а подчинились общей композиции, делая картину реалистичной, живой, более бытовой, жанровой, подняли её ценность в мелочах до уровня документальной фотографии.

И это была первая картина Владимира Егоровича, которую приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей коллекции.



Сейчас стоит оправдать художника и рассказать, что через три года после того, как он получил большую серебряную медаль и в придачу гражданский чин самого низшего, четырнадцатого класса, уже в 23 года (1869) молодой художник получил большую золотую медаль Императорской Академии Художеств и плюс звание классного художника первой степени за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей».

И после этого он получил право на пенсионерскую поездку [то есть бесплатную поездку, получая содержание, пенсион] по Европе и гражданский чин девятого класса.

Gold Medal of the Imperial Academy of Arts
Золотая медаль Императорской Академии художеств

У художника было две картины с названием "Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей" 1869 и 1879 годов.

За картину 1869 года Владимир Егорович получил золотую медаль. Посмотрим это полотно художника:

В.Е.Маковский. Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей. 1869









   
Какие волшебные, завораживающие оранжево-зеленые цвета...

На картине прекрасно передано ощущение ночи - зритель видит сначала только силуэты людей, но если приглядеться, то можно хорошенько разглядеть и всё остальное. Туман стелется.
Подобным образом обычно и видишь предметы ночью.

Есть и такая фотография той же самой картины, поярче:

В.Е.Маковский. Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей. 1869
    
Теперь посмотрим вторую картину художника про мальчиков в ночном от 1879 года - она имеет еще одно, второе название - "Ночное" [хотя по освещению картина больше похожа на что-то "вечернее" :) ].

Смотрим:

В.Е.Маковский. Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей (Ночное). 1879


На этой картине такое же очень приятное, но вечернее, теплое освещение.

Фигуры детей изображены явно с желтовато-оранжевым оттенком - благодаря этому можно почувствовать, что солнце ушло, и прямых солнечных лучей еще нет, но рассеянный свет еще прекрасно освещает романтическим светом окружающее пространство мира. Туман над полем...

В остальном можно сказать, что эти две картины имеют такие же достоинства, как и рассмотренная картина "Игра в бабки" - персонажи взаимодействуют, обстановка прорисована и поэтому её можно с удовольствием долго рассматривать.

Смакуем только хорошее и очень хорошее :)
  
На этом приятный разбор замечательных картин передвижника Владимира Егоровича Маковского заканчиваю.


    P.S.:   

Позже, уже после написания статьи, появилась догадка о рассмотренной картине художника "Литературное чтение" (1866):

- девушкой в сиреневом платье, предположительно, является
Варвара Александровна Лопухина (1815-1851, 36 лет). 
В неё был влюблен с 14 лет, и до конца жизниМихаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841, 26 лет).

Хотя чувства их и были взаимными, но союз не состоялся

- А кавалер за спиной девушки, соответственно, сам Михаил Юрьевич:


 С настоящим уважением, Вика Мирошкина. :)


ДЛЯ РАДОСТИ
"Трудолюбивый талант скоро растет,
ленивый - не лезет, не ползет"

Пословица


Статью об ученике В.Е.Маковского можно прочитать здесь - А.Е.Архипов:

А познакомится с передвижниками можно здесь: